Картина «Дмитров в середине 16 века»…Эта картина, представленная в музее-заповеднике «Дмитровский кремль», сохранила для нас облик древнего Дмитрова. Перед Никольскими воротами собирается народ на ярмарку. На земляном валу сохранились деревянные башни, еще не сожженные поляками… Над городом будто слышится перезвон колоколов Успенского собора и Борисоглебскаго монастыря. В августе исполнилось 155 лет со дня рождения великого русского художника Аполлинария Васнецова, автора картины «Дмитров в середине 16 века» Интересна история создания картины. В начале 1919 года Аполлинарий Васнецов по заказу Московского кредитного союза собирался писать картину про древний Дмитров. Когда сотрудники нашего музея узнали об этом, то обратились к художнику с просьбой создать ее вариант. Они пояснили, что хотели бы увидеть на картине древний вал, деревянные стены с башнями, торг, Успенский собор. Оба варианта картины появились на свет в 1920 году: один из них сейчас находится в Московском областном музее в Истре, другой — в Дмитрове Московской области. Представляют интерес и материалы, связанные с этой работой: выполненный в том же формате набросок, который хранится в запасниках музея, и рисунок - реконструкция Успенского собора в Дмитрове, известный по фотографии-открытке, а также сопроводительная записка. На ней мы можем прочитать: «На первом плане перед Георгиевскими воротами (ошибка художника: эти ворота называются Никольскими) крепости - торг. По крепостным валам расположена деревянная стена с башнями. Внутри крепости – Успенский собор, обывательские дома, садные избы и хлебные амбары. Вдали Борисоглебский монастырь с главным храмом Бориса и Глеба и придельным Алексеевским. Правее за собором - Подлипецкая гора, собор и часть крепости в тени облака, даль и первый план освящены солнцем». Все это, в целом, верно передает облик города, который мог предстать взору наблюдателя четыреста лет назад. Хотя датировку «Дмитров до 1632 года» следовало бы передвинуть на несколько десятилетий назад. Дело в том, что деревянные укрепления на валу были сожжены во время польско-литовского разорения Дмитрова в 1610 году, а Алексеевский придел Борисоглебского монастыря был сооружен только в 1656. Появление картины, посвященной древнему Дмитрову, не случайно. Связи братьев Васнецовых с Дмитровом начались с 1885 года. Тогда здесь поселился Николай Николаевич Башкиров - старший учитель земской школы, ставший затем страховым агентом губернского земства по Дмитровскому уезду. Его родной брат Василий, известный московский архитектор, был дружен с братьями Васнецовыми. В воспоминаниях Башкирова Н. Н. (младшего) можно прочесть: «Считаю не лишним указать, что в молодости семьи Башкировых, Халтуриных и Васнецовых были в большой дружбе, что подтверждается родством с Халтуриными, рассказами о совместной работе с художниками Васнецовыми (они вместе расписывали церковь соседнего села Ассаурово, Виктор писал для церкви икону патриарха Гермогена) и дальнейшей перепиской с ними. А архитектор Башкиров В.Н. и Виктор Васнецов имели общий участок земли в Москве, на 1-м Лаврском проезде, засаженный яблонями...» В архиве музея хранится письмо Аполлинария Васнецова к Николаю Николаевичу Башкирову с просьбой найти работу его брату Аркадию в Дмитрове «Был я у тебя два раза и не застал, решил прибегнуть к перу и бумаге»... В нем он также приглашает его к себе в Москву, и сам собирается заехать в Дмитров. Сохранилась фотография 1899 года, на которой вместе, как хорошие друзья, запечатлены Аполлинарий Васнецов и Николай Башкиров. Поэтому и покупка усадьбы Ваньково Дмитровского уезда в 1901 году выглядит закономерно. Тем более, что недалеко находилась усадьба Абрамцево, принадлежавшая известному меценату и покровителю искусств Савве Мамонтову, где братья были там частыми гостями. Васнецовы много времени проводили в Ванькове. Виктор Михайлович стремился сделать его похожим на любимое Рябово и называл его Новое Рябово. Здесь охотно бывали художники В.М. Нестеров, В.А. Серов, И.Е. Репин. Любил сюда приезжать и Аполлинарий. В усадьбе был дом, парк с экзотическими растениями, пруды, водяная мельница. Виктор Васнецов прожил в усадьбе до 1917 года, а после революции был вынужден оставить ее. В 1919 году, сразу после переезда из Ванькова, он по совету Аполлинария подарил только открывшемуся дмитровскому музею альбом литографий с собственных рисунков, некоторые из которых представлены в экспозиции. Дата публикации материала: 2009-11-18
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |