Картина «Дмитров в середине 16 века»

…Эта картина, представленная в музее-заповеднике «Дмитровский кремль», сохранила для нас облик древнего Дмитрова. Перед Никольскими воротами собирается народ на ярмарку. На земляном валу сохранились деревянные башни, еще не сожженные поляками… Над городом будто слышится перезвон колоколов Успенского собора и Борисоглебскаго монастыря.

В августе исполнилось 155 лет со дня рождения великого русского художника Аполлинария Васнецова, автора картины «Дмитров в середине 16 века»

Интересна история  создания картины. В начале 1919 года Аполлинарий Вас­нецов по заказу Московского кредит­ного союза собирался писать картину про древний Дмитров. Когда сотруд­ники нашего музея узнали об этом, то обратились к художнику с про­сьбой создать ее вариант. Они пояс­нили, что хотели бы увидеть на кар­тине древний вал, деревянные стены с башнями, торг, Успенский собор. Оба варианта картины появились на свет в 1920 году: один из них сейчас находится в Московском областном музее в Истре, другой — в Дмитрове Московской области.

Представляют интерес и материа­лы, связанные с этой работой: выпол­ненный в том же формате набросок, который хранится в запасниках музея, и рисунок - реконструкция Успен­ского собора в Дмитрове, известный по фотографии-открытке, а также сопроводительная записка. На ней мы можем прочитать: «На первом плане перед Георгиевскими воротами (ошибка художника: эти ворота называются Никольскими) крепости - торг. По крепостным валам расположена де­ревянная стена с башнями. Внутри крепости – Успенский собор, обывательские дома, садные избы и хлебные амбары. Вдали Борисоглебский монас­тырь с главным храмом Бориса и Глеба и придельным Алексеевским. Правее за собором - Подлипецкая гора, собор и часть крепости в тени облака, даль и первый план освящены солнцем».

Все это, в целом, верно передает облик города, который мог предстать взору наблюдателя четыреста лет назад. Хотя датировку «Дмитров до 1632 года» следовало бы передвинуть на несколько десятилетий назад. Дело в том, что деревянные укрепления на валу были сожжены во время польс­ко-литовского разорения Дмитрова в 1610 году, а Алексеевский придел Борисоглебского монастыря был со­оружен только в 1656.

Появление картины, посвященной древнему Дмитрову, не случайно. Свя­зи братьев Васнецовых с Дмитровом начались с 1885 года. Тогда здесь по­селился Николай Николаевич Башкиров - старший учитель земской шко­лы, ставший затем страховым агентом губернского земства по Дмитровскому уезду. Его родной брат Василий, извес­тный московский архитектор, был дру­жен с братьями Васнецовыми.

В воспоминаниях Башкирова Н. Н. (младшего) можно прочесть: «Считаю не лишним указать, что в молодости семьи Башкировых, Халтуриных и Васнецовых были в большой дружбе, что подтверждается родством с Хал­туриными, рассказами о совместной работе с художниками Васнецовыми (они вместе расписывали церковь со­седнего села Ассаурово, Виктор пи­сал для церкви икону патриарха Гермогена) и дальнейшей перепиской с ними. А архитектор Башкиров В.Н. и Виктор Васнецов имели общий учас­ток земли в Москве, на 1-м Лаврском проезде, засаженный яблонями...»

В архиве музея хранится письмо Аполлинария Васнецова к Николаю Николаевичу Башкирову с просьбой найти работу его брату Аркадию в Дмитрове «Был я у тебя два раза и не застал, решил прибегнуть к перу и бу­маге»... В нем он также приглашает его к себе в Москву, и сам собирается заехать в Дмитров. Сохранилась фотография 1899 года, на которой вместе, как хоро­шие друзья, запечатлены Аполлинарий Васнецов и Николай Башкиров.

Поэтому и покупка усадьбы Ваньково Дмитровского уезда в 1901 году выглядит закономерно. Тем более, что недалеко находилась усадьба Аб­рамцево, принадлежавшая известно­му меценату и покровителю искусств Савве Мамонтову, где братья были там частыми гостями.

Васнецовы много времени прово­дили в Ванькове. Виктор Михайло­вич стремился сделать его похожим на любимое Рябово и называл его Новое Рябово. Здесь охотно бывали художники В.М. Нестеров, В.А. Се­ров, И.Е. Репин. Любил сюда приез­жать и Аполлинарий. В усадьбе был дом, парк с экзотическими растения­ми, пруды, водяная мельница. Виктор Васнецов прожил в усадьбе до 1917 года, а после революции был вынужден оставить ее. В 1919 году, сразу после переезда из Ванькова, он по совету Аполлинария подарил толь­ко открывшемуся дмитровскому музею альбом литографий с собственных рисунков, некоторые из которых представлены в экспозиции.

Дата публикации материала: 2009-11-18


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru