"Терское казачество" (Завтра)

Михаил КАРАУЛОВ. "Терское ка­зачество". — М.:"Вече", 2007, 320 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО "Вече" переиз­дало под не­сколько изменённым названием вышедшую в далеком 1912 году книгу терского атама­на, генерал-майора Михаила Караулова "Терское казачество в прошлом и настоя­щем". Спустя 85 лет после выхода эта книга (хотя и в сокращенном виде — без текстов казачьих песен, бывших эпиграфами к каждой главе) вновь ста­ла доступна читателю.
Казачество — уникальное и своеоб­разное явление, до сих пор до конца не понятым. Но терское казачество, счи­тавшееся в прежние времена "третьим по старшинству" (после Донского и Ку­банского), вполне претендует на звание самого оригинального и самобытного. Корни его происхождения восходят к началу-середине XVI века, по многим признакам — в частности, фольклорно-лингвистическому анализу — местом изначального проживания предков тер­ских казаков следует считать Северную Русь. Как отмечала в своих работах бывшая преподавательница Грознен­ского университета, литературовед и фольклорист Е.М.Белецкая — древней­шие домонгольского периода былины сохранялись только на Русском Севере и у терских (гребенских) казаков. Все фольклористы отмечают своеобразие и уникальность, даже в сравнении с До­ном и Кубанью, терской песенной тра­диции, так же берущей начало в древ­нейших русских фольклорных пластах. Первые упоминания о терских каза­ках относятся к середине XVI века. В этот период гребенцы основали первые поселения на притоке Терека Сунже и, послав делегацию к Ивану Грозному, вошли со своими новоприобретенными землями в состав Русского государства. Основанием войска считается 1577 год, когда в устье Сунжи гребенцы разбили войска крымского хана у Терского го­родка. За века своего существования на Кавказе терские (гребенские) казаки, жившие в тесном взаимодействии с гор­скими народами, создали уникальную культуру, где кавказская составляющая порой превалировала над собственно русским элементом. Но всё же гребен­цы, будучи кавказцами в быту и обыча­ях (а зачастую и внешне — из-за взаим­ных браков с горцами), сохранили основной стержневой элемент принад­лежности к русскому миру — язык и Православную веру. В книге Михаила Караулова подробно и красочно описа-
Щистория и культура терского казачества, автор дал подроб­ный социально-экономический и при-родно-географический обзор Терской области на начало XX века.
Михаил Александрович Караулов был весьма значительной фигурой в российской истории. Выпускник филоло­гического факультета Петербургского университета, депутат Государственной Думы, конституционный монархист, а с весны 1917 года — атаман Терского войска, Караулов получил известность еще и как талантливый поэт и прозаик. Песни на его стихи становились народ­ными песнями и поются до сих пор. Его жизнь оборвалась 26 декабря 1917 года. На станции Прохладная он был расстре­лян солдатами Уфимского полка, воз­вращавшимися с Закавказского фронта. По официальной советской версии, Ка­раулов был убит из-за отсутствия паро­возов и недовольства этим солдат, стремившихся уехать в Россию. Но ис­тинная причина была иной. Осенью 1917 года чеченцы начали вырезать русские села в Хасавюртовском округе. Проходившие через районы резни сол­даты российской армии стали невольны­ми очевидцами зверств и обвинили тер­ских казаков в неоказании помощи неказачьему населению. Спонтанная по­пытка солдат Уфимского полка выска­зать эти претензии атаману Караулову окончилась его убийством.
Терское казачество переживало не­мало трагических моментов в своей ис­тории — истории непрерывной борьбы за свое существование. Наиболее траги­ческие страницы истории казачества России напрямую связаны с Терским ка­зачеством. Уничтожение тысяч казаков в 1918-м году и десятков тысяч в 1920-м в русском общественном сознании прак­тически не отражено. Так же, как и мас­совые убийства 1991 года в Троицкой или резня в Мекенской в 1996-м.
Терское казачество в настоящее вре­мя не нужно никому. Ни местным прави­телям северокавказских республик, ни кремлевским властям. В Чечне самая древняя и самобытная часть терского казачества, гребенцы, уже практически перестала существовать. Так же, как и в Ингушетии, где были случаи физичес­кого истребления последних казаков. Идет массовый исход казаков из Дагес­тана, и их там скоро не останется сов­сем. Не намного лучше ситуация в дру­гих республиках. В частности, власти Кабардино-Балкарии запретили мест­ным казакам установку на здании вокза­ла города Прохладного мемориальной доски в память Михаила Караулова. Не будет преувеличением сказать, что тер­ское казачество как особая этнокультур­ная группа со своей уникальной культу­рой находится на грани исчезновения.
Терская казачья культура продолжа­ет жить в деяниях подвижников-энтузи­астов, но уже не на Тереке, а в Моркве и в Петербурге. Ансамбли казачьей песни "Казачий Кругь" и "Братина" бе­режно сохраняют самобытное песенное наследие терских казаков. На далеком Урале за свой счет казаки-беженцы из Грозного издали книгу "Терек быстрый. Песни гребенских казаков".
Надо поблагодарить издательство "Вече", нашедшее силы и средства для издания книги Михаила Караулова: кни­ги-памятника, книги-напоминания, книги-предупреждения. Хочется верить, что издание "Терского казачества" напомнит российскому обществу, а также власть предержащим, об этой древней и само­бытной части русского народа.
Юрий СОШИН
Дата публикации материала: 2008-01-27


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru