"По следам валькирий" (Книжное обозрение)

Торп Б. Нордическая мифология / Пер. с англ. Е. Лазарева, А. Помогайло, Ю. Соколова.
М.: Вече, 2008. - 560 с: ил. 3000 зкз. (п) ISBN 978-5-9533-1938-6.

Это энциклопедическое из­дание, посвященное скан­динавским и германским богам, было опубликовано в середине XIX в. и до сих пор является на Западе класси­ческим трудом по северной мифологии. Теперь оно ста­ло доступно и нашему чита­телю. В чем его уникальность? Впервые описаны не только боги и основные ми­фы Северной Европы, но подробно рассмотрены ста­ринные суеверия и народ­ные обычаи, а также легенды городов и варианты местных интерпретаций классичес­ких преданий (например, «Вечный жид в Ютландии»).
В чем своеобразность се­верной мифологии? В ее текстах нашли свое отраже­ние не только языческие ри­туалы, но и многие архетипы людей Прошлого - не слу­чайно многие ключевые сю­жеты из этого трактата были в XIX в. использованы ро­мантиками.
Насколько нордические боги были «родственника­ми» других древних богов Европы? Волшебник и пове­литель магии Один не слиш­ком похож на «цивилизо­ванного» и любвеобильного олимпийца Зевса. Ему был свойственен шаманский экстаз, и впадая в «звериный транс», Один совершал пу­тешествия в мир мертвых и там заставлял прорицатель­ницу предсказать судьбу его сына Бальдра.
Нордический миф был моделью, неизменной ме­рой, которой веками следо­вали участники множества ритуальных действ. Приме­ром могут служить военно-религиозные обычаи германцев, их сакральный ха­рактер, военные союзы, по­священные Одину. Воины считались «сыновьями» сво­его вождя, и являлись другу другу кровными братьями, у которых даже существовал проторыцарский кодекс во­енного братства. Не случай­но «Эдда» рассказывает о побратимстве, скрепленном кровью договоре Одина и Локи. Приключения этих богов демонстрировали упо­ение не только радостями жизни, но и склонность к риску, вкус опасности. По­братимство не заканчива­лось смертью — неслучайно столетия спустя во время взятия крестоносцами Иеру­салима бойцы увидели сра­жающихся рядом с ними то­варищей, давно погибших в пути...
Северные боги олицетво­ряли воинскую отвагу, могу­щество чар, всеохватность превращений и мудрость по­этических строк, хранивших тысячелетние предания. Но мир менялся, и в новой ци­вилизации, строящейся на иных принципах, появились и другие идеалы. Новая ре­лигия осуждала кровавые убийства, но все же спустя века война была включена в систему христианских цен­ностей - но уже как подчи­ненная высшим целям, и в результате языческий нор­дический идеал лишь приобрел новые формы, породнив культ канонизированных мучеников на поле брани. Но «еще более удивительно то, что на Деву Марию были перенесены некоторые благие предания, касающиеся Хольд и Фрувы, норн и валькирий».
При этом со временем многие древние боги, полу­забытые людьми, но еще тайно почитаемые своими жрецами, претерпевали чу­довищную эволюцию: вла­дычица подземного царства Хелль сделалась воплощени­ем времени, а боги Один, Тор, Тюр сделались злокоз­ненными, дьявольскими созданиями, олицетворением зверской, нечеловеческой породы, стремящейся на­вредить людскому роду. Сигурда, победившего дракона, сменил Святой Георгий.
В древних сагах часто упоминаются исторические персонажи, которые по от­цовской или материнской линии происходили от вели­канов или были наполовину троллями. Многие пережит­ки язычества сохранились на Севере спустя восемь сто­летий после принятия хрис­тианства, и лишь распрост­ранение научных знаний в конце XIX в. привело к резкому падению веры в сверхъестественных су­ществ. Вместе с древними богами из людских жилищ, озер, рек, лесов и полей ис­чезли тролли и гномы, ко­больды, эльфы и гоблины, являвшиеся как частью сил природы, так и иного мира, существовавшего задолго до людей.
В «Эддах» рассказывается о предстоящем Рагнарека, гибели мира и сумерках бо­гов. Но после сражений воз­никнут новая земля, новое людское племя и новое солнце. И оставшиеся в жи­вых боги, Видар и Вали, будут править под новыми не­бесами. Этот скандинавский миф о конце мира имеет многочисленные параллели в кельтской, иранской, отча­сти индийской традициях, в кавказских сказаниях о при­кованных великанах и по­гибших героях.
Многие северные мифы со временем перешли в раз­ряд средневековых россказ­ней и детских сказок. Их элементы, порой едва узна­ваемые, до сих пор присутствуют в народных сказках не только Скандинавии и Германии, но и Италии и Нидерландов.
Дата публикации материала: 2008-10-15


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru