"По следам валькирий" (Книжное обозрение)Торп Б. Нордическая мифология / Пер. с англ. Е. Лазарева, А. Помогайло, Ю. Соколова. Это энциклопедическое издание, посвященное скандинавским и германским богам, было опубликовано в середине XIX в. и до сих пор является на Западе классическим трудом по северной мифологии. Теперь оно стало доступно и нашему читателю. В чем его уникальность? Впервые описаны не только боги и основные мифы Северной Европы, но подробно рассмотрены старинные суеверия и народные обычаи, а также легенды городов и варианты местных интерпретаций классических преданий (например, «Вечный жид в Ютландии»).
В чем своеобразность северной мифологии? В ее текстах нашли свое отражение не только языческие ритуалы, но и многие архетипы людей Прошлого - не случайно многие ключевые сюжеты из этого трактата были в XIX в. использованы романтиками.
Насколько нордические боги были «родственниками» других древних богов Европы? Волшебник и повелитель магии Один не слишком похож на «цивилизованного» и любвеобильного олимпийца Зевса. Ему был свойственен шаманский экстаз, и впадая в «звериный транс», Один совершал путешествия в мир мертвых и там заставлял прорицательницу предсказать судьбу его сына Бальдра.
Нордический миф был моделью, неизменной мерой, которой веками следовали участники множества ритуальных действ. Примером могут служить военно-религиозные обычаи германцев, их сакральный характер, военные союзы, посвященные Одину. Воины считались «сыновьями» своего вождя, и являлись другу другу кровными братьями, у которых даже существовал проторыцарский кодекс военного братства. Не случайно «Эдда» рассказывает о побратимстве, скрепленном кровью договоре Одина и Локи. Приключения этих богов демонстрировали упоение не только радостями жизни, но и склонность к риску, вкус опасности. Побратимство не заканчивалось смертью — неслучайно столетия спустя во время взятия крестоносцами Иерусалима бойцы увидели сражающихся рядом с ними товарищей, давно погибших в пути...
Северные боги олицетворяли воинскую отвагу, могущество чар, всеохватность превращений и мудрость поэтических строк, хранивших тысячелетние предания. Но мир менялся, и в новой цивилизации, строящейся на иных принципах, появились и другие идеалы. Новая религия осуждала кровавые убийства, но все же спустя века война была включена в систему христианских ценностей - но уже как подчиненная высшим целям, и в результате языческий нордический идеал лишь приобрел новые формы, породнив культ канонизированных мучеников на поле брани. Но «еще более удивительно то, что на Деву Марию были перенесены некоторые благие предания, касающиеся Хольд и Фрувы, норн и валькирий».
При этом со временем многие древние боги, полузабытые людьми, но еще тайно почитаемые своими жрецами, претерпевали чудовищную эволюцию: владычица подземного царства Хелль сделалась воплощением времени, а боги Один, Тор, Тюр сделались злокозненными, дьявольскими созданиями, олицетворением зверской, нечеловеческой породы, стремящейся навредить людскому роду. Сигурда, победившего дракона, сменил Святой Георгий.
В древних сагах часто упоминаются исторические персонажи, которые по отцовской или материнской линии происходили от великанов или были наполовину троллями. Многие пережитки язычества сохранились на Севере спустя восемь столетий после принятия христианства, и лишь распространение научных знаний в конце XIX в. привело к резкому падению веры в сверхъестественных существ. Вместе с древними богами из людских жилищ, озер, рек, лесов и полей исчезли тролли и гномы, кобольды, эльфы и гоблины, являвшиеся как частью сил природы, так и иного мира, существовавшего задолго до людей.
В «Эддах» рассказывается о предстоящем Рагнарека, гибели мира и сумерках богов. Но после сражений возникнут новая земля, новое людское племя и новое солнце. И оставшиеся в живых боги, Видар и Вали, будут править под новыми небесами. Этот скандинавский миф о конце мира имеет многочисленные параллели в кельтской, иранской, отчасти индийской традициях, в кавказских сказаниях о прикованных великанах и погибших героях.
Многие северные мифы со временем перешли в разряд средневековых россказней и детских сказок. Их элементы, порой едва узнаваемые, до сих пор присутствуют в народных сказках не только Скандинавии и Германии, но и Италии и Нидерландов.
Дата публикации материала: 2008-10-15
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |