"Неизбалованные предки" (Книжное обозрение)

Иванов К. Золотой век Средневековья. Как жили люди в эпоху рыцарей и трубадуров.
М.: Вече, 2008. - 464 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-9533-2822-7

 
По сравнению с бытом циви­лизованного человека XXI века жизнь даже средневеко­вого монарха была малоком­фортной. Улочки большин­ства городов, узенькие и грязные, служили пристани­щем свиней и прочего до­машнего скота. Из окон пе­риодически выливали на мостовую и прохожих помои.
Знатные особы и даже ко­ролевы умывалась редко — не случайно русские послы, побывавшие при дворе фран­цузского короля Людовика XIV, писали, что тот «смер­дит, аки дикий зверь». Вспы­хивающие эпидемии уноси­ли жизни большей части на­селения.
Но настоящим бедствием Средневековья были многочисленные суеверия. Боль­шинство жителей не только деревень, но и городов вери­ли в чудесное, сверхъестест­венное, в колдовство и чары, ведьм, домовых, русалок, са­тану. Именно в этот период возникают многочисленные религиозные ордена, святая инквизиция и предания о продаже души дьяволу, пор­че, одержимости бесами и прочих атрибутах «темной романтики» последующих эпох...
Средствами массовой ин­формации и пропаганды яв­лялись менестрели — ведь не случайно помимо лирики и эпоса поэзия тех далеких времен принимала и формы дидактических, или поучи­тельных, произведений. Эти произведения нередко достигали больших размеров, а по своему содержанию на­правлялись обыкновенно против придворной лжи и испорченности нравов (на­пример,          «Скромность» Фрейданка и «Скакун» Гуго фон Тримберга).
Но главным предметом средневековой поэзии все же являлся человек — с его лю­бовью и страданием, с его надеждами и стремлениями, с его радостями и горестями как в пору юной, расцветаю­щей весны, так и печальной зимой, «среди веселья юноше­ских лет и в холодные годы тяжелой старости, у домаш­него очага и на общественной арене, в скромной хижине и под сводами царских чертогов, опирающихся на богатые ко­лонны».
В поисках идеала литера­тура того периода создала об­раз рыцаря, который после посвящения полностью от­дает себя защите ценностей, получивших название «рыцарских». Рыцарь должен был посвятить себя обороне страны от недругов, но еще в большей мере — защите сла­бых, то есть духовенства, вдов, сирот и вообще всех, кому слабость, а особенно пол, не позволяют защи­щаться самостоятельно. Здесь самый стойкий и са­мый привлекательный образ — «беззащитные девы» из рыцарских романов, получивших распространение в конце XII века. Первыми критиками Средневековья были мысли­тели Возрождения. Они счи­тали его мрачным прошлым, переходным этапом между зрелой античностью и Воз­рождением. Предвзятый взгляд на тот период был унаследован и учеными Про­свещения - костры инкви­зиции в то время еще горели. И лишь романтизм побудил благожелательное восприя­тие Средневековья, попутно создав даже предпосылки его идеализации. Средневековье не было золотым веком чело­вечества. Это был лишь один из этапов нашей истории, от­дельные элементы (мода, му­зыка, живопись) которого периодически становятся «модными».
Дата публикации материала: 2008-10-25


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru