Преданья старины глубокой

Русский фольклор мифологической и теогонической тематики


фольклор, мифы, былины /
 

Русские предания. – М.: Вече, 2010. – 400 с.

 

Сборник «Русские предания» представляет определенный интерес не только для фольклористов, но и для широкой публики. Это действительно «преданья старины глубокой», как писал Пушкин, собранные и описанные современниками великого поэта, фольклористами и этнографами, ныне почти неизвестными широкому читателю. Это прежде всего многотомные выпуски «Сказаний русского народа» (1836–1837) Ивана Сахарова, «Русских преданий» (1838–1840) Михаила Макарова, «Быта русского народа» (1848) Александра Терещенко. Каждая из этих книг была, по сути, энциклопедией, различные разделы которой посвящались как деталям древней повседневной жизни русского народа, так и его бытовым поверьям, сказкам, мифам, былинам. Позже к этим фундаментальным работам добавились записи и исследования фольклора. «Предания о кладах» (1867) профессора Казанского университета Николая Аристова и «Сказки и предания Самарского края» (1884) этнографа Дмитрия Садовникова обобщили легенды Поволжья, «Заволоцкая чудь» (1868) этнографа Петра Ефименко – предания Русского Севера. Шире и основательнее систематизировали фольклорный материал трехтомные «Поэтические воззрения славян на природу» (1869) Ивана Афанасьева и «Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880) Михаила Забылина. На рубеже XIX и ХХ веков вышли «Сказки, рассказы и легенды крестьян Северного края» (1897) и «Народный быт великого Севера» (1898) Александра Бурцева и «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) Сергея Максимова. Избранные сказки и легенды из этих книг включены в данное издание.

Фольклорные записи распределены в книге по тематическим разделам, начиная, разумеется, от «сотворения мира и земли» и заканчивая историческими персонажами, оставшимися в народной памяти, такими как Марфа-посадница, Иван Грозный, Ермак и Степан Разин. Интерес в религиозном плане представляют разделы: «Боги и легенды древних славян», мирно соседствующий со «Святыми, пророками, ангелами», а также «Преданья старины глубокой» со сказками о русалках, домовых и прочей мелкой нечистой силе.

Представленные в разделе о сотворении земли севернорусские мифы из сборников Бурцева достаточно далеки от известных историй об утке, ныряющей на дно морское за горстью земли. Здесь уже роль утки играет сначала человек (которому землю достать не удается), а затем уже Господь Бог. Это мифология, характеризующая так называемое русское двоеверие. Интересно, что эти представления близки скорее к богомильству, чем к православным догматам. Так, в легенде «Спор сатаны с Богом» утверждается, что «Бог и сатана никем не созданы», при этом далее говорится, что «ангелов же сотворил Бог», а сатана в христианстве, как известно, – падший ангел. Утверждается также, что «сатана был равен Богу» и творил свои небеса одновременно с Господом. Такая дуалистическая и равноценная система зла и добра в мире явно берет началом не православное мировоззрение.

Раздел, посвященный языческим божествам славян, составлен из очень старых изданий, включая даже первую в таком роде «Абевегу русских суеверий» (1786) Михаила Чулкова. Выписки Чулкова о славянских божествах из русских летописей и западных описаний чередуются с русскими легендами XIX века в записях Ивана Афанасьева и Андрея Мельникова-Печерского, сохранившими к тому времени лишь отголоски утраченных верований.