Коричневое пятно на репутации Зарубежной Церкви

Современный историк открывает архивы времен Второй мировой

2010-09-01 / Марат Былов

рпцз, война, югославия /
 

Тимофеев А.Ю. Русский фактор. Вторая мировая война в Югославии. 1941–1945. – М.: Вече, 2010. – 416 стр.

О содержании новой книги историка Алексея Тимофеева, вышедшей в издательстве «Вече», говорит уже ее название – «Русский фактор. Вторая мировая война в Югославии». Под одной обложкой собраны факты о действиях военных формирований из числа белоэмигрантов и бывших советских военнопленных на немецкой службе и координируемых через Коминтерн из Москвы партизанских отрядов Тито, а также о контактах СССР с четниками Михайловича и королевским правительством в эмиграции в годы войны, и, наконец, о военных операциях Красной армии на территории Югославии в 1944–1945 годы. Описаны все эти события достаточно добротно, с впечатляющим количеством ссылок, однако из всего этого нас интересует в данном случае изложение позиции тех лет Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ), резиденция Предстоятеля и Архиерейского Синода которой с 1921 года находилась в Сербии, в городе Сремски Карловцы.

Сейчас описывать деятельность РПЦЗ и возглавлявшего ее в годы войны митрополита Анастасия (Грибановского) принято исключительно в «благостных» тонах, говоря о страданиях ее священников от военных действий и бомбежек и всячески отрицая какое-либо ее сотрудничество с нацистской Германией. Но Тимофеев, подняв публикации начала 1940-х годов в выходивших в Югославии изданиях РПЦЗ – «Церковной жизни» и «Церковном обозрении», рисует совсем иную картину. Официальный орган РПЦЗ журнал «Церковная жизнь», издававшийся в немецкой оккупации, в одном из вышедших после нападения Германии на СССР номеров разместил статью митрополита Анастасия «Нравственная сущность коммунизма и борьба с ним». Там о сражавшихся с вермахтом бойцах Красной армии и партизанах (в том числе югославских, титовских) говорилось в таких выражениях: «Люди, одержимые злыми, разрушительными идеями, отличаются большим фанатизмом, вдохновляющим их на ожесточенную, демоническую волю к сопротивлению. Когда они располагают при этом большою вооруженною силою, борьба с ними становится особенно тяжелой; она посильна только крепким духом и военной мощью народам, как, например, германскому, объявившему непримиримую брань не только русскому большевизму, но и всякому проявлению коммунистического духа в других странах Европы» (1941, № 3–12). (Стоит заметить, что во многих послевоенных перепечатках этой речи упоминание о «германском народе» просто убрали.) В другом номере журнала в редакционной статье «Православная Церковь против коммунизма» заявлялось от лица РПЦЗ, что «Русская Православная Церковь с напряженным вниманием следит за ходом войны на Востоке, молитвенно поддерживая самоотверженных бойцов против безбожников, и всегда готова по мере своих сил и возможности помогать этой борьбе» (1942, № 1). Митрополит Анастасий дал благословение на создание осенью 1941 года «Русского охранного корпуса», сформированного немцами в Сербии для борьбы с партизанами, и в последующие годы совершал с подчиненным ему духовенством богослужения для «корпусников». Впрочем, об этом, как и о молитвенном упоминании «вождя народа германского», после поражения Третьего рейха представители РПЦЗ предпочли «забыть».