"Приключения кинооператора-следопыта": рецензия на книгу "Следопыт Бероев"
Данилюк С.А. Следопыт Бероев. Повести. М.: Вече, 2022. 352 с. Серия: «Сибирский приключенческий роман». Семен Данилюк – известный мастер остросюжетной прозы, в том числе приключенческого жанра. До того, как стать профессиональным писателем и членом Союза писателей России, он много лет проработал в системе МВД и не понаслышке знает то, о чем пишет. Данилюк был и оперуполномоченным, и начальником следственного отдела; позднее - занимался юриспруденцией, исследовал уголовное право, уголовный процесс, криминологию, стал кандидатом юридических наук, доцентом. Поэтому он точен и в описаниях преступлений, и, главное, очень хорошо показывает, как именно их расследуют. Его литературный дебют с повестью «Выезд на место происшествия», опубликованной под псевдонимом «Всеволод Данилов», состоялся в 1988 году, когда Данилюк как докторант активно работал над изменением законодательства. Много лет спустя этот опыт отразился в романе «Законник»(2019) - о крупном учёном-правоведе, на собственной судьбе ощутившем порочность системы, которую сам же создавал. После ухода из органов МВД он работал начальником управления крупного российского банка. Новые знания тоже пригодились писателю и легли в основу серии остросюжетных романов, изданных в «Вагриусе» в 2000-х годах: «Банк», «Рублёвая зона», «Арбитражный десант». За роман «Бизнес-класс» автор стал лауреатом крупного конкурса «Жизнь состоявшихся людей». В 10-х гг 21 века писатель сосредоточился на иных темах: - яркий авантюрный роман «Сделай ставку и беги»(2011) – об Остапе Бендере 80-х, в 90-е переродившемся в Корейко; повесть «Константинов крест», посвященная трагической судьбе первого президента Эстонии Константина Пятса, при котором советские войска оккупировали страну; военная повесть «Остров незрячих»- о спасении слепых сирот на острове Рюген в последние дни войны. Лучшие криминальные детективы писателя собраны в сборнике повестей и рассказов «Убить после смерти» (2009, удостоен литературной премии имени А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Московской городской организации СП России «Лучшая книга 2008-2010») . Новые повести, составившие сборник «Следопыт Бероев», объединены фигурой главного героя, Олега Бероева, прототипом которого послужил кинооператор и путешественник Александр Петрович Галаджев. Его памяти и посвящен сборник. Галаджева называли «рыцарем документального кино». Когда-то в качестве оператора он работал в легендарном «Клубе кинопутешественников» Владимира Шнейдерова. Как режиссёр-документалист сам создал ряд фильмов. Своеобразие сборника в том, что в каждой истории герой действует в разном возрасте. То это молодой, но уже опытный путешественник; то 50-летний бывалый руководитель охотуправления, гроза браконьеров Иркутской области; и, наконец, 17-летний юнец в первом своем тяжёлом походе, где проходит испытание на крепость духа и верность друзьям. Сюжет с поездкой Бероева в Арктику в 60-е годы прошлого века лег в основу первой повести «Студеные воды Арктики» (другое название – «В Арктике мертвецы не всплывают»). Данилюк наделяет главного героя сыскными способностями и передает ему часть собственного опыта. Трудное путешествие по морю Лаптевых и по Лене сопровождается чередой загадочных убийств, которые, как выясняется в финале, оказываются косвенно связаны с событиями Великой Отечественной войны, а мотивы преступника оказываются столь по-человечески понятны, что разоблачивший его Бероев отказывается от того, чтобы передать виновного в руки правосудия. Во второй повести, «Инкогнито из МВД», действие разворачивается в 1988 году, в период горбачевской перестройки. Повествование ведётся от имени автора. Он же является непосредственным участником всех событий. Здесь вполне в духе той эпохи Бероеву ( а с ним и автору) приходится бороться против власть предержащих, забавлявшихся браконьерской охотой в заповеднике, что вполне актуально и в наши дни, а попутно решать экологические проблемы Байкала. Третья повесть о следопыте Бероеве, «Болотный дед», наиболее интересна с точки зрения ее художественных особенностей. Это – настоящий триллер с совершенно неожиданной развязкой, которая, как и в «Студеных водах Арктики», вновь возвращает нас к эпохе Великой Отечественной войны. Основное же действие «Болотного деда» разворачивается в конце 50-х годов, в разгар хрущёвской «оттепели». И снимать оператору Бероеву на этот раз предстоит заброшенный борский «Кодарлаг» на южных отрогах Кодарского хребта, в зоне вечной мерзлоты, где в 1949-1951 годах существовал первый в СССР урановый рудник. Среди местных жителей бытует поверье, что заключенные были амнистированы и выпущены на волю. Бероев и руководитель экспедиции так видят будущий фильм: «Зэки, бывшие фронтовики, переброшенные из гитлеровских лагерей в сталинские. Заживо гниющие в руднике. Беспросвет. И вдруг — освобождение, реабилитация! Возвращение смертников к жизни. Крупным планом: законсервированный рудник, опустевшие лагеря и распахнутые настежь ворота. Как предтеча ломки всего ГУЛАГа. Символ освобождения. Не только их! Всех нас — возвращение к нормальной жизни!» Но главный герой, чьим именем названа повесть, - Болотный дед - прямо оказывается связан с этой темой, соединяя в себе нового Робинзона и жертву сталинских репрессий. И прекраснодушные мечты разбиваются о жестокую действительность. От него юноша Бероев узнаёт, что якобы освобожденные заключённые на самом деле расстреляны и свалены в штольнях законсервированного рудника. И всё-таки повесть пронизана духом надежд на нормализацию жизни и реальную десталинизацию страны. Что характерно, во всех повестях о следопыте Бероеве детективная интрига не является главной. Главное в них – борьба человека с дикой, почти первобытной природой Сибири во время путешествий, порой связанных с риском для жизни, а схватка егерей с бандой браконьеров в «Инкогнито из МВД» напоминает сцену из вестерна. Вообще, автор пишет не просто приключенческие и остросюжетные, но еще и социальные произведения. Самые сильные и трагические страницы первой повести о Бероеве – это описание тотального спаивания коренного якутского населения в дни, когда с Большой земли приходит катер с товарами, в том числе с «огненной водой». А сцены его посещения в качестве сотрудника Центрального аппарата МВД Иркутского областного управления внутренних дел очень напоминают сцены из известной комедии Гоголя «Ревизор», только автор-рассказчик отказывается играть роль Хлестакова. Замечу, что все повести и романы Данилюка удивительно кинематографичны и так и просятся на экран. Борис Вадимович Соколов, доктор филологических наук, кандидат исторических наук Дата публикации материала: 2022-03-09
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |