В издательстве «Вече» вышла книга «Минкульт. Министры эпохи перемен. 1992 – 2020». Её авторы – доктора политических наук, научные сотрудники Центра изучения политической культуры Института Наследия Сергей Черняховский и Юлия Черняховская.
В книге описываются биографии российских министров культуры – начиная с Евгения Сидорова и заканчивая Владимиром Мединским (всего – семь деятелей), находящихся в контексте важнейших событий политической и общественной жизни России.
«Эта книга – история отчаянной борьбы за выживание культуры в современной России. Борьбы с наследием и наследниками Гайдара и его команды за государственную поддержку культуры. Борьбы с претендентами на «возвращение» – то есть, вывоз культурных ценностей, по праву принадлежащих стране. Борьбы с примитивным масскультом и претензиями кичевого «Арта» за сохранение высокого искусства», – указывается в аннотации к изданию.
Сергей Черняховский:
«Министерство культуры — одно из самых бедных в нашем государстве. И при этом одно из самых сложных в управлении, под стать самой сфере культуры и многообразным задачам, перед ним стоящим.
Российский Минкульт изначально стоял перед дилеммой: обслуживать ли интересы коммерческого масскульта и «звезд» — завсегдатаев элитных корпоративов, либо же заниматься каждодневным, пусть малозаметным утверждением ценностей, возвышающих человека, освобождающих его из-под власти инферно.
Книга описывает, как ставил и решал эти вопросы каждый, кто приходил на пост главы министерства. Оставленный ими след неравнозначен. Однако даже птенцы гнезда Чубайса обретали свой голос перед лицом безразличия государства к культуре. Авторы прослеживают, как мало-помалу менялась ситуация. Как через конфликты и интриги, открытые вызовы и подковерные схватки вызревало понимание культуры как первостепенной государственной задачи. И как за «восьмилетку» Мединского она вернулась в первый ряд приоритетов».
Книга уже получила отзывы от известных деятелей культуры и журналистов.
Народный артист России, кинорежиссёр, глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров отмечает, что авторам удалось избежать стиля официоза сухой фактологии.
«Читаешь и видишь – живые люди. Которым приходится бороться – бороться с накатывающей деструкцией и каким-то броуновским движением событий. То, что они Министры – уходит на второй план: они – герои, попавшие в поток времени и пытающиеся справиться с водоворотом всего, что происходит вокруг», – отмечает он.
Журналист, председатель Совета директоров газеты «Комсомольская правда», Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов считает, что книга, в первую очередь, – о защите ценностей.
«Временами книга напоминает приключенческий роман: её герои попадают в чрезвычайные ситуации, а мир вокруг них обрушительно меняется. Каждый из них по-своему продвигается к тому, чтобы Министерство культуры России стало из фантома, призрака, побирушки министерством правды. Но не в оруэлловском духе, а по чеканной формуле известного киногероя непростых лет: в чем сила, брат? В правде! <…>Мединский, которому досталось побольше других богемной и либеральной озлобленности, сформулировал: культура – это, прежде всего, не сфера коммерции, а сфера защиты и производства ценностей… У авторов получилась хорошая, живая и динамичная книга о защите ценностей».
Декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Виталий Третьяков признался, что книга «захватила» его:
«…Страница за страницей я прочитывал этот захватывающий культурно-политический детектив о том, как то целенаправленно, то невольно, то по глупости убивали отечественную культуру. И как все, кто занимал пост главы самого нищего из министерств России, даже те, чьи действия я не одобрял, эту культуру спасали.
Печальный детектив. И поучительный… Он не может оставить равнодушным никого, кто хоть умозрительно представляет себе, какова колоссальная сокровищница того, что мы называем русской и российской культурой и что всё-таки, пусть и не полностью, удалось спасти и сохранить. И главным спасителем всё равно оказалось государство, а отнюдь не «свободные художники», охранявшие, в большинстве своём, всего лишь свою «художественную лавочку».
Источник: heritage-institute.ru/