В глубине тысячелетий (Книжное обозрение)Лазарев Е.С. Друиды Русского Севера. – М.: Вече, 2009. – 320 с.: ил. – (Тайны Земли Русской). 6000 экз. (п) ISBN 978-5-9533-2967-5 Для «непосвященных» само название книги может вызвать недоумение – какое отношение имеют давно исчезнувшие, ставшие киношными персонажами друиды, и реально существующие загадки отечественного Севера? Историк А.Л. Никитин выдвинул гипотезу «народа Белого моря», оставившего после себя мегалитические памятники Кольского полуострова и Беломорья (каменные лабиринты, курганы, пирамидки), чье наследие можно назвать прокельтским, подобно тому, как прокельтскими являются мегалиты Британии, созданные задолго до прихода на Британские острова исторических кельтов. Другим проявлением параллелизма этих культур являлось почитание геоглифов – гигантских фигур на склонах холмов и шор. В Британии самой известной из них является «Уффингтонская белая лошадь». Среди геоглифов нашего Севера (горный массив Ловозерские Тундры в центральной части Кольского полуострова) - стометровая крестообразная фигура Старика на скале Куйвы над священным для саамов Сейдоозером. Действительно ли существовала северная протокультура, протоцивилизация каменного века, носители которой отличались от наших представлений о убогих дикарях палеолита? Неслучайно новые археологические раскопки (найденные изделия из органических материалов) вводят в академическое палеолитоведение такие понятия как каботажное плаванье, плетение сетей, ткачество. Почему же так трудно найти следы столь продвинутой цивилизации? Ее представителям были знакомы металлы, но лишь как сакральные субстанции, не подлежащие «бытовому применению в качестве орудий или тем более оружия». Проанализировав представления о наиболее древних европейских памятниках, можно представить палеоевропейскую традицию мегалитической культуры, носители которой не просто почитали великие камни (так переводится с греческого слово «мегалит»), но и «воспринимали необработанный, дикий, дивий камень как всепорождающее лоно Великой Богини, Матери-Девы». Является ли случайностью, что название горы Пялкинпорр (у которой расположена гигантская пирамида) саамская писательница и этнограф, возглавляющая Музей саамской письменности, истолковала как «Белая душа» и соотнесла это название с саамскими преданиями о Белой Женщине, «душе скал», которая иногда является людям на Карнасурте, — холодная, ледяная… И интерпретация ландшафтного святилища у горы Пялкинпорр как места отправления этого культа вполне соответствует смыслу названия горы, донесенного кольскими саамами до настоящего времени. Сейчас невозможно установить возраст гигантского пирамидального контура на стене скального цирка; неизвестны и поздние легенды о нем. Однако присутствие здесь сейда-глыбы с вертикальной расщелиной (традиционный мегалитический символ порождающего лона) и вложенным туда оленьим рогом (фаллический символ?) позволяет предположить, что память о мистериях Великой Богини дожила в Ловозерских горах до этнографического времени. Другой особенностью горы Пялкинпорр является многометровая куполообразная структура. Пологий купол рассечен естественными трещинами, края которых разошлись, вероятно, многие тысячелетия назад. Центральная, осевая трещина, идущая в направлении запад — восток, образует настоящую галерею в рост человека, с вполне ровным полом из грунта и щебня; ее под прямым углом пересекает другая, ориентированная с юга на север, — примерно на точку появления полуночного незаходящего Солнца из-за края цирка во время летнего солнцестояния. А в стенах центральной трещины-галереи есть несколько боковых, узких и глухих расщелин. По мнению Е.С. Лазарева, это ничто иное, как Врата духов, предназначенные для вхождения и выхождения душ, или духов. Аналог этому можно найти в архитектуре Древнего Египта – это ложные двери в гробницах — вертикальные, неглубокие глухие ниши, вырубленные в стенах и похожие на лапландские пропилы. Если предположить, что египетские верования отразили древний мировоззренческий архетип, знакомый в далеком прошлом и другим народам (схожие архитектурные элементы бытовали, например, в Месопотамии и в Южной Аравии), то и лапландские пропилы могут означать мистические врата, что означает: на Русском Севере могли осмысливаться и включенные в сакральное пространство нерукотворные скальные образования необычной формы, мыслившиеся саамами как обитель духов-сейдов.. Можно ли назвать цивилизацией культуру «примитивных» охотников, живших на территории Русского Севера? Но даже латинское по происхождению слово «примитивный» часто в европейских языках правильно употребляется в своем исходном значении – «изначальный». Дата публикации материала: 2009-12-10
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |