Тени чернобыльского леса

Николай Иванов. Реки помнят свои берега: роман. – М.: Вече, 2021. – 448 с. – (Проза нового века).

Молодая красивая девушка-педагог идёт по дороге и напевает: «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы – пионеры, дети рабочих...» Она только что назначена в сельскую школу пионервожатой. Если сопоставить факты романа «Реки помнят свои берега», – это самый конец 80-х, и обязательно найдётся некто, кто скептически заметит: в те годы уже не оставалось искренней веры ни у вожатых, ни у детей, писатель намеренно тенденциозен. Но вот свидетельство писательницы совсем другого направления: «Мне нравилось быть в коллективе, я была идеальным членом пионерской организации, мне нравилось – мне нравилось – мне нравилось – быть пионеркой, и я не ожидала, что меня предадут» (Мария Рыбакова. «Если есть рай...») – это 1986 год, пионерке-героине 12 лет...

То, что сейчас, по прошествии десятилетий, многое в советском прошлом воспринимается не так, как в 90-е, когда движущей силой разрушения выступало тотальное очернение, – естественный процесс. Главное, что всё-таки с мутной водой не выплеснули младенца. Можно не ностальгировать по пионерскому детству и даже критически относиться ко многим советским реалиям, однако нельзя не уважать тех, кто любил свою родину – СССР – и не изменил своей любви, несмотря ни на что. Автор романа «Реки помнят свои берега» сохраняет верность памяти, верность традиции. В смысле литературном тоже.

Но роман, который можно назвать семейной сагой, не о реанимации советского прошлого, он – о самом жёстком и смутном периоде его распада. И о необходимости возводить новый дом, помня о том, что стало пеплом, пытаясь спасти лучшее. И о надежде на возвращение реки народной жизни в своё русло.

А пепелище – не только сгоревший дом главного героя, Егора Буерашина, бывшего разведчика ГРУ, представленного за свой подвиг к званию Героя Советского Союза, пепелище – это и чернобыльский лес, расположенный рядом с селом, куда приехала с братом и сестрой девушка-учительница. И это душа каждого простого честного человека (которых было немало) – именно по таким людям прошёл, выжигая их веру и надежду, а нередко – убивая нищетой и унижением, безжалостный пожар 90-х, предвиденный В. Распутиным (повесть «Пожар», 1985).

Действие романа происходит в разных местах: это и Южная Америка, где разведчик находился в плену, и российская тюрьма, и Москва, и село Журиничи. Открыв страничку писателя в Википедии, догадываешься, что Журиничи – это, по всей видимости, художественный образ села Страчево, там же – Суземка, родные брянские места автора, где командовал партизанским отрядом в годы войны его дед. Совсем рядом граница с Украиной: когда-то – обычная добрососедская тропа...

Высшую награду Егор Буерашин не получил: с трудом вырвавшись из плена и прибыв на родину, он узнал, что той страны, которая представила его к награде, фактически уже нет. Роман остросюжетный, в нём много действия, много неожиданных поворотов, причём не только событийных, но и психологических, показаны представители совершенно разных социальных слоёв: от политических лидеров до низов криминального мира.

Главный герой перед любимой женщиной способен встать на колени и, выдерживая все испытания, проявляет истинно мужские и офицерские качества – даже в том, ещё дореволюционном, смысле, когда слова «офицерская честь» так много значили для лучшей части русских офицеров. Есть ли такие люди сейчас?..

А потребность в положительном герое всегда насущна: ведь герои детства и юности во многом определяют стратегию и тактику взрослой жизни, а значит, в определённом смысле и картину общества в целом. Уверена, что «Мистер Твистер» Маршака заложил свою изящную мину под социалистическую идеологию: образы и сюжеты книг имеют тени, порой влияющие на читателей гораздо сильнее, чем тот прямой смысл, который вкладывают в текст авторы и преподносят трактовки.

Элемент приключенческого экстрима в романе тоже присутствует. Не раз герой оказывается на волосок от гибели. Есть и две линии любви: одна – к девушке, уехавшей в Швецию (её образ и мотивы, на мой взгляд, не совсем достоверны), вторая – к той самой учительнице, напевавшей «Взвейтесь кострами...» – она станет женой героя. Несомненная удача – поведенческие характеристики новых капиталистов: один из них задумал для производства мебели поджечь – с целью снижения закупочных затрат на древесину – чернобыльский лес. Автор убедительно показывает всё возрастающую их власть, расползающуюся трещинами по судьбам.

В своём предисловии к роману Михаил Ножкин, народный артист России, когда-то сыгравший роль контрразведчика в советском кинодетективе «Ошибка резидента», любимый многими зрителями поэт-песенник, написал: «Николай Иванов как писатель подметил в том времени главное: реки и речушки, чьи течения когда-то и зачем-то увели в сторону, взяли в трубы, перегородили плотинами, – они, когда приходит большая вода, всё сметают на своём пути и возвращаются в свои исконные русла, к своим родным берегам. Так и Россия входит в свои берега – собственного достоинства, силы, гордости за историю своих славных предков...»

Действительно, фундамент каждой семьи – история рода. И очень тёплым получился в романе образ отца главного героя – старика-лесника Фёдора Максимовича Буерашина, бывшего партизана, охраняющего от пожаров зону заражённого чернобыльского леса. Наверное, многие из родившихся в 90-е и позже знают о Чернобыле только по компьютерным играм, например серии игр « S.T.A.L.K.E.R». Писатель не привносит в эту тему ничего мистического или устрашающего в стиле хоррор. Он показывает трагедию через судьбы обычных людей: брат героя, один из первых чернобыльских ликвидаторов, умер от лучевой болезни, умерла и его жена, осталась их девочка Аня (симпатичный и живой характер в романе), внучка лесника Буерашина. Чернобыльский лес для простых жителей романа – привычный фон их жизни. И в этом на первый взгляд обыденном, даже почти бытовом подходе к последствиям трагедии скрыто нечто поистине высокое: выжить, вырастить осиротевших детей, не изменять голосу совести. Именно таков старый лесник. Солдат «Бессмертного полка».

 

Мария Бушуева