Вглядитесь в лица их

Максим Земнов. Писатели в объективе. АО «Корпорация ВЕСТ» при участии издательства «Вече»: Москва, 2021. – 176 стр.

Недавно в издательстве «Корпорация ВЕСТ» при участии издательства «Вече» вышел альбом фотографий Максима Земнова «Писатели в объективе». «Российская газета» опубликовала два отклика на него.

Павел Басинский считает, что все писатели непохожи друг на друга, и альбом М. Земнова – лучшее тому подтверждение: «Какие разные-разные лица!» А Валентин Курбатов противоположно-го мнения. «Да, да, похожи!» – пишет он в предисловии к альбому.

Я присоединяюсь к последнему.

Я вообще считаю, что все поэты (если под этим словом подразумевать «пишущего») похожи – я так думала ещё тридцать лет назад:

…От века все поэты не делимы
на тех и этих, наших и чужих:
когда они толпой проходят мимо,
одной толпой,
вглядитесь в лица их.
Не: стар и млад, не: ветреней и строже,
но: гордый взгляд и плотно сжатый рот:
так друг на друга все они похожи,
что Дант родней, чем собственный народ.

В альбоме есть фотографии моих учителей, авторов предисловий к моим стихам, публикаторов – словом, старших товарищей: Г. Красникова, И. Волгина, А. Аннинского, Е. Евтушенко.

Ну разве они не похожи? Все – умные, светлые, улыбчивые!

Пожалуй, в этой компании не хватает Юрия Ряшенцева – и не столько потому, что он мой главный учитель, сколько потому, что он первоклассный мастер и старейший (в следующем году Ряшенцеву – 90 (!) член нашего цеха.

Есть здесь фотопортреты и тех, кто моложе и – гораздо моложе: Дмитрия Быкова, Захара Прилепина, Сергея Шаргунова.

И эти похожи! Ироничные, проницательные, грустные.

Портреты женщин – статья особая. Женщина всегда таинственна и неуловима. Как Джоконда.

И тут М. Земнову удалось высветить в своих героинях то, что не было заметно «беглому взору»: в красавице Алисе Ганиевой – ум, в умнице Татьяне Бек – красоту.

И эти оказались похожи.

Но настоящим открытием стал для меня фотопортрет (язык не поворачивается назвать его «фотографией») Марины Кудимовой.

Мне-то, читающей Марину вот уже без малого 35 лет, казалось, что я знаю о ней если не всё, то многое: высочайшая культура, интеллект, огромное дарование, глубокая религиозность, женская сила.

Всё это есть на портрете, но преображённое в какую-то даже не одухотворённость, а светоносность.

Вообще, альбом М. Земнова, где 85 портретов, оставляет ощущение живого общения: как будто ты побывал на каком-нибудь симпозиуме, а то и просто юбилее и повидался с давними друзьями.

Жаль, что не все пришли.

На мой взгляд, кроме Ю. Ряшенцева здесь не хватает О. Чухонцева, А. Кушнера, И. Шкляревского, О. Хлебникова, Ю. Юрченко, Е. Исаевой и М. Ватутиной.

Слава богу, все они живы – и Максиму Земнову есть чем заняться.

При этом я бы на его месте не откладывала дело в долгий ящик.