Артур Джилман. "Сарацины: от древнейших времен до падения Багдада" в Книгоноябре от TERRAART
Артур Джилман. Сарацины: от древнейших времен до падения Багдада В предисловии дается европейское толкование самого термина «сарацины» — от времен, когда «греки и римляне упоминали племена, странствующие в пустынях западнее Евфрата, они называли их сарацинами, и этому названию ни один филолог не смог бы дать объяснения. Возможно, оно означало «люди пустыни», от арабского sahra – пустыня, или «люди с Востока», от sharq – восходящее солнце». Написанная почти полтора столетия назад, книга описывает события нескольких веков, начиная со времен шаха Хосрова и византийского императора Маврикия. Далее — история племен, рождение и деяния Мухаммеда, битва у Рва, осаду и взятие Таифа, завоевание Палестины, Месопотамии, Иерусалима. В тексте уделено внимание возникновению Багдада и связанным с этим легендам. Багдад был основан 30 июля 762 года халифом Абу Джафар аль-Мансуром «Победоносным» в качестве новой столицы великой державы. Халиф лично выбирал место (неподалеку от былой персидской столицы Ктесифона), плавая на лодке вниз-вверх по реке Тигр, а затем придворные ученые под бдительным халифским оком чертили планы будущего города, имевшего форму идеального круга (поэтому первое название было «Круглый город». И лишь в тот самый удачный июльский день, выбранный астрологами, Мансур после молитвы, заложил самый первый церемониальный кирпич в основание Багдада. Среди возводивших его мастеров (число работников насчитывало, по разным источникам, от 10 тысяч до 100 тысяч человек!) были и искусные персидские строители, зодчие и каменотесы, кузнецы и плотники, создавшие прекрасные дворцы, дома и сады, и их обстановку, столь похожую на сказочную. Кирпич за кирпичом возводились могучие высокие стены и 160 башен. В центре Багдада помещался роскошный дворец халифа (с пышными садами и множеством фонтанов, были предания, что в его дворе росло дерево из чистого золота и серебра, увешанное большими алмазами), к которому вели дороги от четырех равноудаленных городских ворот: Куфы, Басры, Хорасана и Дамаска. После завершения строительства Мансур повелел переименовать город в «Город Мира» (Обитель Мира). Первоначально выходцы из Хорасана и Северной Персии селились в пригородах Багдада, которые вскоре частями быстро растущего города, и среди жителей столицы оказалось много персов. Артур Джилман приводит следующие легенды. Как гласит предание, во время правления халифа Аббаса к его двору из Хорасана приехал представитель знатного персидского рода Джаафар, подаривший владыке красивый перстень, внутри которого был спрятан яд, и заявив, что этот перстень может сослужить халифу хорошую службу. Сын Джаафара, Халид, занимавший должность главного визиря при халифах Аббасе и Мансуре, был мудр и красноречив, и способен убеждать халифов. Так Мансур, под чьим началом возводился Багдад, решил для своего дворца забрать великолепные колоны из дворца шаха Хосрова Великого. Халид сумел его уговорить это не делать, так как разрушение дворца одного из великих правителей Персии означало бы разрушить и символ величия этой страны и тем самым — уничтожить доказательства мощи ислама, который смог одержать над ней победу и покорить. «Говаривали, что Сана лежит в пятнадцати днях пути от Аль-Мохи и Адена, и, если это так, то до Мекки от нее добираться не меньше сорока дней. На расстоянии трех дней пути от Священного города находится Таиф (Эт-Таиф), небольшой город, который в наши дни считается почти столь же священным, как и «Мать городов». В те времена по каким-то причинам жители Таифа не испытывали большой симпатии к мекканцам, о чем и было доложено Абрахе. Мало того – нашелся в Таифе проводник, готовый провести войско по пустыне до самого города, разорить который оно намеревалось, – не слишком-то добрососедский поступок. Со времени того незабываемого похода прошли века, однако о вероломстве предателя-проводника помнят до сих пор. С той поры всякий прохожий швырял камни на его могилу, так как он по дороге внезапно скончался и прожил не слишком долго после того, как предложил завершить поход в трое суток. Тем не менее человека, охваченного гневом, остановить непросто, и Абраха, не переставая неистовствовать, посылал все новые отряды, которым было приказано брать по дороге любой попадавшийся скот, заодно распространяя среди населения слухи о доблести наместника. Велено было рассказывать о его могущественной армии, о сокровищах города Саны, но более всего твердили, как нам доподлинно известно, о его громадном слоне, повсюду сопровождавшем господина вместе с его свитой. Слоны были еще незнакомы жителям Аравии, и потому он им внушал ужас. Двести верблюдов Абд аль-Мутталиба были сметены во время похода авангардом Абрахи». источник - terrabooks.ru/ Дата публикации материала: 2020-11-25
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |