"История морали" (Книжное обозрение)

Гусейнов А. "Великие пророки и мыслители: Нравственные учения от Моисея до наших дней", М.: Вече, 2009. - 496 с: ил. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-9533-3540-9

До кризиса человечество было в той или иной степе­ни верующим и морально стойким. Об этом и говорит­ся в прекрасно оформленной энциклопедии нравственно­сти, написанной отечествен­ным философом академиком А.А. Гусейновым.
Издание состоит из трех частей: истории возникнове­ния, личности создателей и этических принципов основ­ных мировых религий; эссе о жизни и творчестве прослав­ленных философов; теоре­тических очерков о природе морали и приложения, содер­жащего краткие тексты самих пророков и мыслителей.
В первой части, рассказы­вающей о Конфуции, Будде, Моисее, Христе и Мухамме­де, каждое из этих вероуче­ний рассматривается в каче­стве самостоятельной жиз­ненной программы, предпо­лагающей решение ключе­вой проблемы человеческого существования о соединении счастья и добродетели. При этом прослеживается эволю­ция взглядов этих вероучи­телей в конкретных истори­ческих условия. Несомнен­ным достоинством являет­ся не только логичность в описании концепций каж­дого вероучения, но и мно­жество малоизвестных мас­совому читателю историче­ских фактов, посвященных истории пророка и самого вероучения, а также афори­стичность автора («Милосер­дие Яхве — милосердие судьи, который склоняется к мини­мальному сроку осуждения в рамках того, что предусмо­трено соответствующей ста­тьей Уголовного кодекса»).
Среди самых выдающих­ся философов выбраны те, кто, по мнению автора; стали «великими моралистами», т.е. закрепились в мировой куль­туре, приобрели знаковый характер, доказав свою жиз­ненность Идей, став осно­вой различных моделей нравственного поведения. В этот список попали Сократ, Эпи­кур, И. Кант, Ф. Ницше, Л.Н. Толстой, А.Швейцер, А. Зиновьев.
Был ли Сократ первым праведником-моралистом, казненным за свою правед­ность? Именно история его казни стала отсчетом нача­ла конфликта между циви­лизацией и моралью. Канули в вечность и древнегре­ческая цивилизация, и вели­чественный афинский полис, но этот конфликт остал­ся,  обретя новых носителей и новые, еще более острые и опасные формы. Приме­ром может служить отлуче­ние от церкви Л.Н. Толстого, видевшего принципиальную разницу между подлинны­ми взглядами Иисуса, изло­женными в Евангелиях, и их извращением в догмах пра­вославия и других христиан­ских церквей.
По мнению Швейцера, людям свойственно выдавать зло за добро и думать о себе лучше, чем они есть на самом деле. Человек, желающий стать честным, должен быть постоянно начеку, чтобы не впасть в самообман и само­обольщение. Выход толь­ко один — служение людям, имеющее прямой и деятель­ный характер и выражающе­еся в совершении очевидных, однозначных в своей гуман­ности действий. Деятельная помощь нуждающимся есть вещь более честная, чем сло­весное утешение. Он писал: «Новое дело я не мог предста­вить себе как речи о религии любви, а только как ее несо­мненное осуществление».
Вопрос «Быть или не быть?» уже не стоит. Но остал­ся вопрос — какими быть? Мыслители древности выдви­гали нравственные требова­ния («не убий», «не кради»), идентификация которых не представляла никакой труд­ности. С развитием цивили­зации философы стали скло­няться к обобщенным и фор­мализованным принципам, имевшим отчасти головолом­ный характер.
Дата публикации материала: 2009-05-18


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru