"История морали" (Книжное обозрение)Гусейнов А. "Великие пророки и мыслители: Нравственные учения от Моисея до наших дней", М.: Вече, 2009. - 496 с: ил. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-9533-3540-9 До кризиса человечество было в той или иной степени верующим и морально стойким. Об этом и говорится в прекрасно оформленной энциклопедии нравственности, написанной отечественным философом академиком А.А. Гусейновым.
Издание состоит из трех частей: истории возникновения, личности создателей и этических принципов основных мировых религий; эссе о жизни и творчестве прославленных философов; теоретических очерков о природе морали и приложения, содержащего краткие тексты самих пророков и мыслителей.
В первой части, рассказывающей о Конфуции, Будде, Моисее, Христе и Мухаммеде, каждое из этих вероучений рассматривается в качестве самостоятельной жизненной программы, предполагающей решение ключевой проблемы человеческого существования о соединении счастья и добродетели. При этом прослеживается эволюция взглядов этих вероучителей в конкретных исторических условия. Несомненным достоинством является не только логичность в описании концепций каждого вероучения, но и множество малоизвестных массовому читателю исторических фактов, посвященных истории пророка и самого вероучения, а также афористичность автора («Милосердие Яхве — милосердие судьи, который склоняется к минимальному сроку осуждения в рамках того, что предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса»).
Среди самых выдающихся философов выбраны те, кто, по мнению автора; стали «великими моралистами», т.е. закрепились в мировой культуре, приобрели знаковый характер, доказав свою жизненность Идей, став основой различных моделей нравственного поведения. В этот список попали Сократ, Эпикур, И. Кант, Ф. Ницше, Л.Н. Толстой, А.Швейцер, А. Зиновьев.
Был ли Сократ первым праведником-моралистом, казненным за свою праведность? Именно история его казни стала отсчетом начала конфликта между цивилизацией и моралью. Канули в вечность и древнегреческая цивилизация, и величественный афинский полис, но этот конфликт остался, обретя новых носителей и новые, еще более острые и опасные формы. Примером может служить отлучение от церкви Л.Н. Толстого, видевшего принципиальную разницу между подлинными взглядами Иисуса, изложенными в Евангелиях, и их извращением в догмах православия и других христианских церквей.
По мнению Швейцера, людям свойственно выдавать зло за добро и думать о себе лучше, чем они есть на самом деле. Человек, желающий стать честным, должен быть постоянно начеку, чтобы не впасть в самообман и самообольщение. Выход только один — служение людям, имеющее прямой и деятельный характер и выражающееся в совершении очевидных, однозначных в своей гуманности действий. Деятельная помощь нуждающимся есть вещь более честная, чем словесное утешение. Он писал: «Новое дело я не мог представить себе как речи о религии любви, а только как ее несомненное осуществление».
Вопрос «Быть или не быть?» уже не стоит. Но остался вопрос — какими быть? Мыслители древности выдвигали нравственные требования («не убий», «не кради»), идентификация которых не представляла никакой трудности. С развитием цивилизации философы стали склоняться к обобщенным и формализованным принципам, имевшим отчасти головоломный характер.
Дата публикации материала: 2009-05-18
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |