Поэт и издатель, фотохудожник и путешественник, заслуженный работник культуры РФ Сергей Николаевич Дмитриев родился 10 июня 1959 года в Великом Новгороде. С1977 года живет в Москве. Окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. С 1981 по 1994 год работал в издательстве «Молодая гвардия», пройдя путь от младшего редактора до главного редактора издательства. Впоследствии и по настоящее время - главный редактор издательства «Вече». За 28-летний период своей книгоиздательской деятельности участвовал в подготовке и выпуске более 10 тысяч книжных изданий. В 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Автор книг «Письма совести и веры. История завещания Короленко» (М.: 1991), «Союз — союзов и профессионально политические союзы в России. 1905—1906» (М.: 1992), сборников стихов «Письмена, 150 стихотворений из старой тетради» (М.: 1998), «Заветное. Двадцать лет спустя» (М.: 2000), «Слезы небес» (М.: 2002), «О жизни, смерти и любви...» (М.: 2005), «Лирика любви» (М.: 2008), альбомов фотостихотворений «По русским далям и просторам» (М.; 2006) и «По свету с камерой и рифмой. 100 удивительных и заповедных мест мира» (М.: 2009), а также более 50 статей на исторические темы. Составитель целого ряда публикаций исторических источников. Член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, действительный член Академии российской словесности и Академии русской литературы. С 2004 г. — секретарь Правления Союза писателей России. Награжден государственными и общественными наградами, в том числе медалями «За трудовое отличие», «В память 850-летия Москвы», «300 лет российскому флоту», бронзовой медалью ВДНХ, «200 лет МВД России», «Адмирал Кузнецов», медалями «Ревнителю просвещения», «Ратнику Отечества», «За воспитание, обучение, просвещение», академической наградой «Гордость державы российской», орденом «Михаил Ломоносов». Лауреат премий имени Александра Фадеева (2003) и Валентина Пикуля (2005), а также премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (2006). В 2009 году за книгу «Лирика любви» удостоен звания лауреата национальной премии «Лучшие книги и издательства года».
С 2002 года увлекается фототворчеством. Его фотографии публиковались в различных периодических и книжных изданиях, использовались при оформлении различных выставок (Крокус Экспо (Москва), «Зеленая неделя» (Берлин), а фотопоэтическая выставка «Русские блики» успешно экспонировалась в 2007 году в ЦДРИ (Москва) и Музее изобразительных искусств (Великий Новгород). В марте 2009 года в посольстве Намибии в Москве прошла фотовыставка автора «Намибийские краски». С его фотопоэтическим творчеством можно познакомиться на сайте: www. fotostihi.ru. Любитель путешествий по России и миру, посетивший более 55 стран. Женат, имеет двух сыновей.
— Сергей Николаевич, вы успешный издатель, тонкий лирический поэт, историк. И вот уже несколько лет путешествуете по миру, и даже стали пионером нового жанра, который назвали фотопоэзией. Что позвало вас в дорогу?
— Я думаю, что страсть к путешествиям жила во мне всегда. Поэзия дальних странствий манила меня ещё тогда, когда я подростком зачитывался романами Ж. Верна и Р. Сабатини. Но могли я, новгородский подросток, мечтать о том, что когда-то стану ездить по странам и континентам. Жизнь — истинная волшебница, она может выполнять любые твои мечты, если только они подкрепляются твоими собственными усилиями воплотить их в реальность. Путешествия по свету стали доступными в нашей стране совсем недавно, и мне хотя бы частично, но всё-таки удалось исполнить за это время свои мечты. А началось все с того, что, находясь в круговерти издательской московской жизни, я понял, что нужно хотя бы на короткое время вырываться из этого колеса. Стоило мне выехать даже за пределы МКАД, чувствовал, что во мне появляется какая-то энергетика, возникают замыслы, рождаются рифмы. Сначала я вырывался на ближайшие наши российские просторы. Позднее география странствий ширилась. В последние годы я начал активно ездить по миру. Это дает мне особую внутреннюю энергетику, помогает проявить себя как поэта и фотографа. Мне посчастливилось за последние годы посетить целый ряд стран, где постепенно, особенно с 1999 года, я начал претворять в жизнь свой замысел воплощения в стихах всего увиденного и прочувствованного. А когда в 2002 году я увлёкся ещё и фотографией, этот замысел заиграл дополнительными красками. По сути, в последние семь лет своё видение и понимание фотостихов, впервые представленных мной в альбоме «По русским далям и просторам», я перенёс и на заграничные странствия. Мне уже приходилось говорить об удивительной и магической связи двух Муз — поэзии и фотографии, которые, сливаясь воедино, создают новые живые образы бытия, и о той оригинальной задаче, которую может поставить перед собой художник:
Увидеть мир открытыми глазами
И образы его запечатлеть,
Чтоб фотографиями и стихами
Гимн жизни и России спеть.
Обратившись к вопросу о том, как в истории России были связаны путешествия и поэзия, я обнаружил глубокую и стойкую традицию, которая толкала русских поэтов к дальним странствиям. А.С. Пушкин — мой поэтический кумир — любил путешествовать и, если долгое время не мог уехать куда-нибудь, чувствовал себя подавленным. Поэт не просто удовлетворял в путешествиях свою природную любознательность, а получал в них мощный творческий импульс, «полнясь пространством и временем». «Петербург душен для поэта. Я жажду краёв чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу», - писал он в 1820 г. Жаль, что путешествовать ему довелось только по городам и весям Российской империи — Кавказу и Закавказью, Крыму, Украине и Молдавии, Поволжью и Уралу, Псковскому и Тверскому краю. В повести «Станционный смотритель» поэт словами своего героя сказал: «...В течение 20 лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям...»
— К сожалению, Пушкину не удалось совершить дальних странствий, но русская литература полна примеров «хождений за тридевять земель». Вспомним «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Письма русского путешественника» Карамзина...
— Я убежден, что Карамзин на долгие времена задал своей книгой некую сверхзадачу для всех путешественников, которые хотели бы не только увидеть дальние страны, но и запечатлеть в Слове или Образах искусства свои впечатления и думы. Его герой — это русский человек, живущий в большом мире и вбирающий в своё сердце все тревоги и интересы этого мира. И как же хочется Путешественнику вернуться в конце долгих странствий на Родину. Пройдёт совсем немного лет, чуть более 10, и совершенно естественным окажется переход Карамзина от «Писем русского путешественника» к «Истории государства Российского», от познания европейского мира к постижению мира русской истории.
Постепенно во второй половине XIX и начале XX века, несмотря на сложности и препоны того времени, мир всё больше открывался перед россиянами, в числе которых выделялись многие писатели и поэты, путешествовавшие по свету. Достаточно назвать имена Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Фета, Тютчева, Бунина, которые, словно выполняя заветы Карамзина и Пушкина, внесли свой яркий вклад в познание заграничных стран и осмысление России через призму увиденного в мире. Иван Бунин, посетивший Турцию, Египет, Сирию, Ливан, Палестину, Италию, Францию, Тунис, Алжир, Индию, Цейлон и воспевший свои странствия в живых стихотворениях, говорил: « Всякое путешествие меняет человека... Как нужно всё видеть самому, чтобы правильно всё представлять себе... Редко кто умеет передать душу страны, дать правильное представление о ней». Согласно представлениям Бунина, поэзия — есть Божья любовь, разлитая в мире, а задача поэта — ловить её и передавать другим людям. И насколько проще это удавалось делать ему в пути, во время созерцания новых мест, людей и природных красот.
— Сергей Николаевич, один из ваших фотоальбомов назывался «По русским далям и просторам». Сейчас выходит совершенно уникальное издание — фотоальбом «По свету с камерой и рифмой. 100 удивительных и заповедных мест мира». В чем состоит замысел этой книги?
— Когда задумывал альбом «100 удивительных мест», то я решил, что нужно начинать с истоков, поэтому я посетил колыбели древних цивилизаций — Египет, Грецию, Иран. Потом я поехал по библейским местам. Бунин однажды откровенно написал о своём увлечении древней историей: «Все мои самые заветные странствия — там, в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мёртвых, забытых стран, их руин и некрополей...»
Эпоха Серебряного века, вообще, как никакая другая в истории нашего Отечества, подарила небывалый взлёт поэтических странствий, когда лучшие мастера поэзии спорили друг с другом в искусстве стихотворных описаний чужих стран. Среди них можно назвать В. Брюсова, А. Блока, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, М. Кузьмина, И. Северянина, М. Волошина, К. Бальмонта, А. Белого и Н. Гумилёва. Правда, почти всех из них, кроме трёх последних, отличал явный европоцентризм, когда маршруты путешествий пролегали прежде всего по благополучным странам Европы. Андрей Белый в 1910—1911 годах, проехав Австрию и Италию, посетил вместе с женой Сицилию, Тунис, где они жили «в арабской деревушке, ослепительно белой, ослепительно чистой», затем супруги восхищались египетскими пирамидами и Сфинксом, который глядел на них «огромными живыми глазами», меняя выражения своего «чудовищного лица», а позже посетили святыни Иерусалима, который «не-сказанен, древен, сказочен». Как показательно, что посещение святых мест только усилило патриотическое настроение Белого: «Палестина рдеет цветами... Христос Вос-кресе! Ура России! Да погибнет европейская погань, — писал он, подытоживая, — как нравоучительно наше путешествие: ехали из России на Запад, а вернёмся в Россию с Востока. Искали Запада, а нашли Восток. Боже, до чего мертвы иностранцы: ни одного умного слова, ни одного подлинного порыва, деньги, деньги и деньги и холодный расчёт. ...Западной культуры в нашем смысле слова нет; такая культура в зачаточном виде есть только в России. Возвращаюсь в Россию в десять раз более русским».
—В научных кругах вы известны как серьезный историк, и наблюдая за вашими путешествиями с фотокамерой, убеждаешься, что большая часть ваших маршрутов пролегает дорогами мировой истории. Скажите, это осознанный выбор или же получалось спонтанно?
—Я уже отмечал, что многие русские писатели и поэты ограничивали свои странствия Европой. Поэтому в своем новом альбоме я постарался раздвинуть горизонты этих путешествий. Я побывал в Африке, Латинской Америке, хочу посетить Австралию и Новую Зеландию.
Я очень хочу сделать проект «Русские поэты-путешественники». Взять Бунина, взять Белого, взять Бальмонта, составить антологию, снабдив ее современными фотографиями.
Недавно я узнал, что в 1913 году по командировке Музея антропологии и этнографии Академии наук поэт Николай Гумилёв вместе со своим племянником Николаем Сверчковым более трёх с половиной месяцев исследовал жизнь местных племён Абиссинии, привезя с собой более 130 предметов их быта и около 250 негативов с описью отснятого. Как интересно было бы соединить воедино дневниковые записи, стихи и фотографии этой экспедиции в единое целое и убедиться, что жанр фотостихов, который мне довелось сформулировать в 2006 году при издании альбома «По русским далям и просторам», по всей вероятности, уже намечался в трудах Гумилёва в 1913 году. Просто технические возможности той эпохи ещё не позволяли соединять фотографии и стихи. Даст Бог, такую реконструкцию экспедиции Гумилёва удастся когда-нибудь сделать в будущем, осуществив особый фотопоэтический проект.
А какой восторг, помимо африканских стихотворений, вызывает сегодня итальянский цикл стихов Гумилёва («Генуя», «Пиза», «Флоренция», «Венеция», «Рим», «Болонья», «Неаполь»), который родился в результате его поездки по Италии вместе с Анной Ахматовой в 1912 году. Я хочу повторить это путешествие.
—Сергей Николаевич, вы широко известны как поэт. Причем поэт лирический, поэт философский, поэт православный. К сожалению, поэтических книг у нас выходит не так много, как это было в 60—80 годы. Означает ли это, что поэзия находится в кризисе?
—Ни в коем случае. Никакого кризиса в поэзии нет. Я в Союзе писателей провожу немало мероприятий, связанных с поэтическими встречами. Встречаюсь с поэтами на местах. Мы всегда обмениваемся книгами. И это отличные поэтические сборники. Кризис не в самой поэзии, он заложен в ее распространении, доведении ее до читателя. Между поэтами и читателями — непреодолимая стена реализации. Поэтому нужно шире пользоваться возможностями Интернета, создавать поэтические сайты. Сейчас возник проект Московского союза писателей по созданию электронных книг. Каждый писатель создает свою веб-страничку, на которой вывешивает свои произведения. Я надеюсь, что это начинание облегчит читателю доступ к поэзии.
Я создал свой сайт www.fotostihi.ru. И приглашаю к сотрудничеству молодых талантливых людей, которым есть что сказать и что показать.
- Сергей Николаевич, вместе с читателями газеты «Слово» поздравляем Вас с пятидесятилетием и желаем здоровья, творческих успехов и открытия новых уголков нашей замечательной планеты.
Беседовал Виктор ПРИТУЛА