Иртенина Н.
Царь-гора.
М.: Вече, 2008. - 352 с. - (Сибириада). 5000 экз. (n) ISBN 978-5-9533-3517-1
Наталья Иртенина начинала как автор произведений, самым очевидным образом связанных с фантастикой. Постепенно очень разнородный, пестрый элемент фантастического допущения (каким он был в ранних ее повестях и романов) кристаллизовался в твердую христианскую мистику. Ближайшими аналогами ее в современной русской литературе являются тексты Юлии Вознесенской и Юрия Максимова, в то же время Иртенина абсолютно самостоятельный автор: методическая близость в данном случае не означает близости художественной.
Иртенина получила известность у православной читающей публики как автор христианских мистических романов «Белый крест» и «Меч Константина», а также повести «Культурный слой», написанной в стиле либерпанк. Ее новый роман посвящен теме Гражданской войны, которая в России не закончилась эвакуацией белого Крыма и Дальнего Востока, а продолжалась в той или иной форме до настоящего времени. С точки зрения Иртениной, Гражданская война стала своего рода Божьим инструментом обустройства России. В начале XX века страна и живший в ней народ опустились на дно чаши греха. Православные идеалы и монар-хичрские ценности оказались на периферии народного сознания, лучшее, крепчайшее, что было в русской цивилизации, подверглось разрушению. Покаяния не происходило. И вот грянула Гражданская война, в ходе которой красные на острие немилосердного «интернационала» сыграли роль Божьего бича. Белый царь оказался скормлен инфернальным силам; по мнению Иртениной, он шел по пути жертвенности и мученичества сознательно, уведав о своей судьбе из послания св. Серафима Саровского. Лучшее из того, что могло сопротивляться, пошло в белые армий и там произвело «свидетельство действием», оставив потомкам благородное воспоминание о последнем отчаянном усилии Святой Руси остаться в сознании и выжить - перед долгим непробудным сном.
Через весь роман идет мотив наследования Белой, Святой Руси нашими временами. Но это не «февралистские идеалы», а чистый русский православный монархизм, который у белых исповедовали не столь уж многие, зато лучшие. Полковник колчаковской армии Петр Шергин мистическим образом оставляет далекому потомку послание и вместе с ним — этот образ России, кающейся перед Богом и восстающей перед Его врагами. А его потомку, незадачливому аспиранту, большому бабнику и вертопраху Федору Шергину, придется испытать немало бед, прежде чем он станет достоин такого наследия.
Наталья Иртенина отстаивает православные монархические позиции с открытым забралом ничего не боясь и никого не стесняясь. В книге соединяются элементы приключений, пронизанных мистикой, и основательные рассуждения о судьбе русских, о вере и о любви. Главным местом действия становится Алтай. Но это отнюдь не действительный, географический Алтай, а... как бы получше выразиться? - мистический Алтай, вроде мистической Внутренней Монголии у Пелевина в романе «Чапаев и Пустота». Думается, Иртенина намеренно сместила узел сюжетных линий из центра коренной России на восток, да еще и ввела в повествование особую унгерновскую линию. Она создавала аналог пелевинской Внутренней Монголии, основанной на восточной эзотерике, своего рода противовес виде мистического Алтая, где главенствует христианское миропонимание.
Дмитрий Володихин