Открытое письмо: книжники взывают о помощи!
Сегодня опубликовано открытое письмо книжников, в котором объединились все: писатели, издатели, книгораспространители, общественные деятели, отраслевые организации и объединения. Впервые единодушны все: большие и маленькие, московские и региональные компании, «правые» и «левые», вне зависимости от размеров бизнеса, вне зависимости от взглядов и убеждений.
Редакция журнала «Книжная индустрия» публикует комментарии экспертов на открытое письмо книжников.
Филатов Сергей,
президент фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, председатель СП Москвы, Лауреат Государственной премии СССР:
Неожиданная беда резко изменила жизнь россиян и других народов. Катастрофа затяжная и потребуется дополнительное время и огромные средства и усилия, чтобы нормализовать жизнь людей и восстановить экономику. Можно только приветствовать действия нашего правительства об оказании финансовой помощи отдельным отраслям и предприятиям. К сожалению, мы не увидели в списках книгоиздателей и издателей журналов, которые без поддержки станут банкротами и процесс их восстановления стоит под большим вопросом. Сейчас мы стоим на пороге величайшей социальной катастрофы, которая ставит книгу и книжную отрасль на грань выживания. Поддерживаю обращение интеллигенции и прошу Правительство и Президента России ВВ Путина дополнить списки поддержки, включив в них отрасль книгоиздания художественной литературы и литературно-художественных журналов, включая журнал «Книжная индустрия».
Елин Лев,
генеральный директор издательства «Лев», член Правления РКС,
вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП)
по детским СМИ:
Закрытие книжных магазинов стало неприятной неожиданностью даже для сторонников жестких карантинных мер. И надо понимать, что включение книжной индустрии в число наиболее пострадавших отраслей – необходимая и неотложная мера. Если это будет сделано, и книжная торговля, и издатели получат доступ к кредитным каникулам, налоговым льготам, на время освободятся от арендных платежей. Это поможет избежать волны закрытий и банкротств, которая вымоет из отрасли в том числе лучших и уникальных.
Уже ясно, что настоящей альтернативы книжным магазинам в этот кризис нет: сети масс маркета не справляются с нагрузкой и предсказуемо режут заказы книг ради продуктовой линейки. Интернет-торговля не достигла еще своего пика и тоже страдает из-за проблем кризисной логистики. В результате вся отрасль зашаталась. Низкая маржинальность в двухтысячные годы не позволила издателям создать себе «подушку безопасности». Если не помочь им с налогами на фонд оплаты труда, с арендой, многие разорятся. А если помочь – выпавшие из бюджета деньги через реалистичный срок вернутся через НДФЛ, через налог на прибыль, чего по определению не будет в противном случае.
Я с сожалением видел последние годы, как медленно и со скрипом идут через бюрократический механизм программы поддержки чтения, поддержки детских издательств, которые разрабатывают книги с современными отечественными героями для новых поколений российских детей. Надеюсь, эта логика будет побеждена.
Балахонова Ирина,
генеральный директор издательства «Самокат»:
Книга нужна человеку в трудные времена зачастую не меньше, чем пища, – она поддерживает, вдохновляет и направляет, она защищает психику, уводя читателя в воображаемый мир, и давая ему тем самым силы жить в реальном, – особенно это касается детей. Сегодня государство должно сделать все возможное, чтобы книга и книжная индустрия, не попавшая ни в один из «льготных» списков, пережили пандемию, для того чтобы несмотря на масштабы катастрофы, с которыми столкнулась планета, общество продолжало мыслить гуманно, трезво и конструктивно и имело моральные силы противостоять хаосу.
Шкурович Леонид,
генеральный директор ИГ «Азбука-Аттикус»:
Для миллионов людей, которые сейчас оказались отрезаны от работы и от привычного образа жизни, книга – глоток свежего воздуха, возможность отвлечься, восполнить пробелы образования, дать волю фантазии. Речь, в первую очередь, о книге бумажной, исключительную роль которой в жизни любого культурного человека трудно переоценить и невозможно подменить. Для запертых в четырёх стенах семей с детьми возможность обзавестись сейчас бумажными книгами – жизненная необходимость по объективным причинам, понятным каждому педагогу и каждому родителю. Книги почти не представлены в продуктовых магазинах у дома, единственный канал их приобретения – это продажа товаров дистанционным способом. «Незнайка» и «Сын полка», «Волшебник Изумрудного города» и «Карлсон», «Алиса Селезнева» и «Дядя Федор» – весь этот культурный потенциал человечества может быть легко доступен, если интернет-магазины смогут работать. Сейчас поставки книг в каналы дистанционной торговли почти парализованы действующими указами и постановлениями. Включение книг в перечень товаров первой необходимости исправит эту катастрофическую ситуацию.
Капьев Евгений,
генеральный директор издательства «ЭКСМО»:
В настоящий момент книжная индустрия по качеству выдаваемого продукта соответствует лучшим мировым стандартам. Мы издаём все самое лучшее, что есть в мире, причём на очень высоком уровне. По количеству выпускаемых наименований мы входим в топ-5 стран мира. В России издается более 500 млн экземпляров книг каждый год. И сокращение книжного выпуска на 70%, а прогноз именно такой, может навсегда разрушить отрасль, так как книжные магазины без поддержки закроются, издательства разорятся, авторы перестанут писать. Электронные книги никак не заместят это падение. При этом книги являются очень важной инфраструктурный составляющей для многих сфер жизни, таких, как, образование, искусство, воспитание детей, саморазвитие, развитие бизнеса, здравоохранение.
Куприянов Борис,
один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер», соучредитель Альянса независимых издателей и книгораспространителей, программный директор Международного московского открытого книжного фестиваля и член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction»:
Сейчас трудно всем. Трудно найти тех, кому легче или труднее, но книжная инфраструктура напрямую связана с национальной идентичностью и, если хотите, суверенитетом. Книги формируют наше мировоззрение. Книжная отрасль находится в очень тяжелом положении, Россия может потерять небольшие издательства и большинство книжных магазинов. Мы рискуем вернуться в конец 90-х, когда сама практика чтения уйдет из повседневности большинства россиян.
Страна без собственной культуры, литературы, языка не может претендовать на сколько-нибудь заметное место в мире. Сейчас мы выбираем будущее страны. С чем мы останемся после кризиса? Без срочных мер правительства, позволяющих реструктуризировать кредиты, получить отсрочку или каникулы по налогам, договориться с собственниками помещений об арендных каникулах, российская книжная культура погибнет. Не стоит даже говорить, что кроме непосредственно занятых в книжном деле людей, которые могут оказаться на улице, от кризиса пострадают десятки миллионов читателей. А если смотреть вперед, то несколько будущих поколений. Престиж России будет уничтожен. Эта смерть сильно повлияет на всю мировую культуру, Россия же скатится в Средние века и навсегда будет исключена из ведущих стран мира. Есть один из самых действенных способов спасти Русский книжный мир, включить издательства и книжные магазины в список самых пострадавших отраслей от пандемии. Наряду с турбизнесом, фитнес-центрами, транспортом, ресторанами и индустрией красоты.
В конце-концов, Россию представляют в мире скорее Толстой, Достоевский, Чехов, Пушкин, чем повара, визажисты, маникюрши, букмекеры и фитнес-тренеры.
Кузнецов Борис,
директор издательства «Росмэн»:
Зачем мы все это делаем? Зачем обращаемся и пишем письма? Это одна из последних возможностей спасти книгу, литературу и чтение как культурный и социальный институт в нашей стране. Даже не как индустрию и бизнес! Катастрофа гораздо глубже и масштабнее. Я убежден, если государство продолжит нас игнорировать, то уже через месяц не будет смысла говорить ни о чем. Говорить будет не с кем.
Ерицян Григорий,
издатель, генеральный директор издательства «Слово»:
Книга не только относится к предметам первой необходимости, она является самым важным средством от деменции культуры. Опасность, нависшая над создателями книги, это не столько экономическая проблема, сколько угроза самому существованию Homo sapiens.
Ильин Алексей,
генеральный директор ИГ «Альпина Паблишер»:
На сегодняшний день книжная отрасль оказалась на пороге необратимых разрушений. Книжные магазины закрыты и не только не способны платить аренду и зарплаты, но и не могут оплатить ранее проданные книги издателям. Если сейчас государство не поможет книжной отрасли, огромная доля магазинов никогда больше не сможет открыться, а волна неплатежей уничтожит огромное количество издательств, типографий, производителей полиграфических материалов, а также лишит сотни тысяч людей работы. Книгоиздание – это не просто большая отрасль экономики. Это основа культурного единства страны, важнейший инструмент просвещения и образования. Включение книжной отрасли в список пострадавших откроет доступ к набору государственных льгот, который сейчас крайне необходим и даст шанс отрасли на восстановление.
Михайлова Надежда,
президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, генеральный директор ОЦ «Московский Дом Книги»:
Хочется верить, что наше общество и правительство понимают важность и необходимость книг и чтения в жизни людей. Книги и все книжное сообщество являются неотъемлемой частью культуры и образования России. Продавцы книг обогащают жизнь общества, частью которого являются, внося культурный, экономический и образовательный вклад в его развитие.
Книжный бизнес как глубоко социальная сфера нуждается в поддержке… Надо понимать: если отказать в помощи сейчас, значит поставить под удар само существование книжной отрасли в будущем. Давайте не допустим этой ошибки, за которую нам будет стыдно перед будущими поколениями… Давайте сохраним книгу и книжную культуру для наших детей и внуков!
Мнацаканян Наира,
генеральный директор книготорговой компании «Метида»:
Если коротко – тяжко и тревожно. Накоплений практически нет. Зарплату и аренду за март заплатили. Сомнительно, что это удастся в апреле. А уж в мае придётся залезать в немалые долги. Дальше – сплошная неизвестность.
Мусташкин Борис,
генеральный директор и совладелец книготорговой сети «Дом книги»
и «Книга+» (Татарстан, 53 книжных магазина):
Книжные магазины нашей сети закрыты, все 100%, по распоряжению властей, так как книги не являются товарами первой необходимости. Ситуация катастрофическая, при отсутствии поступления выручки исполнять текущие платежи нет никакой возможности. Сейчас только в нашей сети трудоустроены более 500 сотрудников. После выплаты зарплаты за март денег на счету не останется. Доступа к льготным кредитам у нас нет, так как отрасль не относится к числу пострадавших. Без поддержки мы можем потерять книжные магазины по всей стране, что ударит по всей отрасли и отразится на разнообразии и доступности книг для читателей и ценителей книги. Книжные сети не имеют большого запаса прочности, маржинальность книжных магазинов очень низкая, новых игроков на книжном рынке давно уже не появляется, вся прибыль уходит на развитие, переоборудование магазинов, обновление оборудования и интерьера, выкуп остатков книжной продукции.
Ларина Татьяна,
совладелец книготорговой сети «Амиталь» (Воронеж, Центральный федеральный округ, 31 книжный магазин, 500 сотрудников):
Книжная торговля была в годы перестройки выведена из подчинения Министерства культуры, и этот шаг «аукается» всем книжникам до сих пор. Конечно, книжная торговля для нас, безусловно, является прежде всего бизнесом, но граница между работой книжного ритейла и нашими усилиями, направленными на продвижение чтения и книг, как части государственной культурной политики, очень размыта.
Поддержка как местных, так и государственных органов управления в этой непростой для всей страны ситуации, включение книжной отрасли в список пострадавших отраслей наряду с предприятиями, относящимися к Министерству культуры, была бы решающей и могла бы дать возможность сохранить культурную среду в регионах, сохранить книжные магазины, которые без этих мер могут вообще исчезнуть с городской палитры.
Серая Светлана,
генеральный директор книготорговой сети «Кассандра» (Волгоград):
Проблемы на книжном рынке начались несколько лет назад, это связано с низкой покупательской способностью населения, отсутствием пропаганды чтения, социальной рекламы, меры поддержки книжного бизнеса назрели давно.
В Волгограде сейчас незначительное количество книжных магазинов на душу населения, только в двух райцентрах сохранились муниципальные книжные, в некоторых - небольшие книжные точки, есть такие, где книги не представлены даже на воскресных рыночных развалах. Население не читает, снижается грамотность, что крайне негативно сказывается на формировании системы нравственных и духовных ценностей среди детей и молодежи. Ситуация с пандемией коронавируса усугубила непростое положение, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в марте мы потеряли 40% выручки в рознице. В результате магазины становятся нерентабельными. Мы не уверены, что сможем восстановить траффик и прежнее, без того скромное финансовое положение к концу года, если режим самоизоляции закончится 30 апреля 2020 года.
Сеть книжных магазинов «Кассандра» работает 28 лет, занимается популяризацией чтения среди детей и молодежи. Сейчас мы стоим перед угрозой закрытия. Нельзя лишать население города и области основного канала доступа к книге. Книга, культура чтения нуждаются в защите. Без поддержки правительства книжному ритейлу просто не выжить.
источник - www.bookind.ru/events/9655/