Анна Барт: «Хочу восстановить справедливость!»Анна Барт – русская американка, живет в США более двадцати лет. В издательстве «Вече» вышло три ее романа – Венец государя, Месть из прошлого, Талисман вечной юности. Сегодня она отвечает на вопросы издательства «Вече». - Анна, что послужило толчком к сочинительству? - Поездки в Мексику на полуостров Юкатан. Я бывала там неоднократно, как-то незаметно увлеклась самобытной историей, облазила сохранившиеся пирамиды в джунглях и прочитала все, что только можно было найти о расцвете и упадке цивилизаций майя и ацтеков. -Что легло в основу книги «Месть из прошлого»? - Жизнь польской аристократки Марины Мнишек и ее русского мужа - «царя-самозванца» Дмитрия Ивановича в первой четверти 16-го столетия, то есть в то время, которое российские историки называют «Смутным». Фигура царя Дмитрия – или Лже-Дмитрия? - спустя столетия не перестает бередить умы исследователей. Никто не может с точностью сказать: кем же он был? Сыном Ивана Грозного? Или, все же, беглым монахом Гришкой Отрепьевым? Меня же давно смущал и настораживал следующий факт: все официальные свидетельства жизнеописания и смерти «Лжедмитрия» (и его польской жены) относятся к годам правления царя Михаила Романова и датированы они после рокового 1613, то есть после окончания «Смутных времен». - О чем же повествуют «очевидцы»? - Оказывается, Лжедмитрий был страшным уродом. Хромым, горбатым, беззубым, кривым, с бельмом на глазу, рябым да еще и с двумя огромными бородавками - на носу и под глазом. Гуляка, кривляка, бил Марину смертным боем, бегал «налево» и насиловал ее прислужниц. Кстати, на прижизненной польской гравюре Дмитрия-Лжедмитрия, изображен серьезный темноволосый молодой человек в тяжелых средневековых доспехах. Никаких бородавок и горбов. Может, не писанный красавец, но отнюдь не урод. А вот на портрете, написанном спустя почти сто лет после его смерти в 1698 году, обнаруживается удивительнейшая метаморфоза - лохматый старик с порочной полуухмылкой на губах, обвислыми щеками и глубокими морщинами. А ведь Дмитрию было всего 20 лет, когда он прибыл в Московию и если правил он, как вопиют «исторические» источники, шесть лет, то в день кончины в 1606 году ему было всего 23 года! Так почему же на гравюре его изобразили шестидесятилетним стариком? Вопросы, вопросы.. - А что же «очевидцы» рассказывают нам о Марине Мнишек? - Ничего, кроме одного: она была чрезвычайно честолюбива и в угоду своему ненасытному честолюбию согласилась на венчание с беглым монахом, вором, убийцей Гришкой Отрепьевым, который уверял всех, что он-де был младшим сыном Ивана Грозного – царевичем Дмитрием. Мне всегда казалось диким, что гордая аристократка-панночка делила ложе с беглым монахом-авантюристом ради призрачной надежды стать когда-нибудь московской царицей и – главное! – согласилась на зачатие наследника. В шестнадцатом веке девочек благородных кровей готовили для аристократов из той же «стаи». Аристократы серьезно относились к рождению наследников, но современные люди плохо разбираются в вопросах фамильной чести и «крови» - им можно наплести все, что угодно. Мне стало по-настоящему жаль царя Дмитрия, а особенно – молоденькую царицу Марину. По воле историков она осталась в памяти потомков развратной полькой, взявшей в мужья бородавчатого подкидыша, сына неизвестных родителей. А кто из читателей помнит сейчас, что после смерти Лже-Дмитрия под номером 3, Марину Мнишек заточили в башню, не кормили и не поили, били, а ее сына, четырехлетнего мальчика Ивана, повесили на воротах Спасской башни Кремля в Москве? Зачем же повесили мальчика? Если его отец был беглым монахом? И почему казнь ребенка осталась в официальных документах того времени, если он был – сыном никому неизвестного Гришки Отрепьева? - Чем вас привлекает форма исторического повествования? - Исторический жанр – покруче самой фантастической фантастики. Никакие приключения инопланетян или землян на звезде Зет или Игрек не сравняются по драматичности, необычности, запутанности, и «фантастичности» с тем, что происходит с людьми на исторической арене. Кроме того, очень хочется дать зашельмованной «исторической личности» второй шанс – оправдаться и объясниться. Поэтому в своей третьей книге «Талисман весной юности» я даю возможность Екатерине Медичи прожить еще одну жизнь и, возможно, разбить вдребезги еще одну «легенду». Собирая материалы для всех своих романов, я пришла к твердому заключению: не отдельные личности с какими-то сверхъестественными способностями творят историю, а самые простые, обыкновенные люди! Они жили, любили, творили, порой злобничали, воевали, царствовали, совершали ошибки, теряли близких, растили детей, болели, умирали и вряд ли предполагали, что их имена запишутся потомками на скрижали истории в весьма искаженном и неправдоподобном варианте. А я хочу восстановить справедливость! И пусть Екатерина Медичи расскажет о своей жизни сама – в моем романе, написанном в жанре исторического детектива. - Каким критериям должен отвечать исторический роман, чтобы он был интересен читателю? - Хотелось бы, чтобы мои романы соответствовали критериям Льва Толстого: «бодро, весело, умно и талантливо». Я уверена, писать о давно забытых событиях и людях нужно занимательно, легко, чтобы разбудить любопытство читателя к нашему прошлому, а что может быть занимательнее хорошей детективной истории? Поэтому в моем романе всегда присутствует интрига, преступление или необычно завязанный сюжет с элементами психологической драмы и, конечно, любовь, любовь! Кроме того, существует еще одно непременное условие: исторический роман должен, обязан пересекаться с нашими днями! И главное: роман должен быть написан «правильным» русским языком без ругательств, мата, тюремного жаргона и грамматических ошибок! - Представляете ли вы своего читателя? - Люди любого возраста, вероисповедания, расы, живущие в России и за рубежом. Они влюблены в историю, много путешествуют, но не располагают временем ходить в библиотеки и читать исторические диссертации маститых историков. Они либеральны и не отгрызут голову писателю только за то, что он осмелился выйти из общепринятых рамок и робко высказал необычную версию «нового прочтения истории». - Что нового у вас в чернильнице, то бишь в компьютере? ---Задумок, пожалуй, слишком много. Начиная новый роман, я никогда не знаю, куда и как далеко «уведет» меня фантазия. К тому же, мои герои нередко начинают капризничать, вылезать из временных рамок - им не нравиться судьба, уготовленная им, избранный век или государство. Самое трудное – определиться с веком и страной, но думаю, мой новый роман опять будет посвящен России. Меня привлекает 19-ый век и неординарная фигура императора Николая 1, о котором, к сожалению, тоже написано много гадостей. История государства Российского – преглубокий колодец, где за толщей воды прячутся неразгаданные еще, удивительнейшие тайны. Я хочу разглядеть их - скрытые на темном дне...
Дата публикации новости: 2012-10-23
|
Лидеры продаж
|
©"Вече". 2008г. Все права защищены. | Разработка: 2people.ru | г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru |