Мода на самообразование появилась далеко не вчера, как и проблема с его качеством — интернет пестрит предложениями профпереподготовки. По уверениям авторов таких программ, за пару месяцев можно освоить азы любого дела. Творческие направления стали одними из самых привлекательных, но в профессии писателя все не так просто.
Нужны ли новые авторы
Издательства отсматривают сотни тысяч рукописей ежегодно и действительно заинтересованы, чтобы литераторов было больше.
— На мой взгляд, организаций, где человек с жизненным опытом, желающий писать, мог бы получить профессиональную подготовку, даже мало, — отмечает главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. — Вопрос ведь в качестве этого образования. Инфоцыганские курсы явно не помогут чему-то научиться. Но в противовес им есть Союз писателей, Совет молодых литераторов при нем. Они собирают участников из разных регионов на основе конкурса. Да, пусть эти люди тоже совершают только первые шаги в литературе, но они проходят экспертные оценки, получают обратную связь от профессионалов и признанных авторов.Так действительно можно чего-то добиться и найти свой путь в творчестве. Обучение писательству, как в любой сфере, должно быть систематическим, а не экспресс-курсом. Тем не менее курсы растут как грибы, услужливо предлагая потешить эго, реализовать некий
творческий потенциал.
— Любой человек, научившись «писательскому делу», с некоторой вероятностью сможет лучше понимать литературу, станет более квалифицированным читателем, — считает главный редактор журнала «Новый мир», писатель, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени Горького Андрей Василевский. — Но именно читателем, а не создателем произведений. Тут важно не путать одно с другим. К сожалению, смириться со своей «неперспективностью» могут немногие. Еще одна проблема литературной среды — отсутствие критики. Начинающие авторы, публиующиеся на интернет-порталах или в соцсетях, получают положительные отзывы от друзей или таких же новоиспеченных писателей, но не получают авторитетного мнения, которое помогло бы им развиваться дальше.
— Писатель — это человек с собственным опытом, уже прошедший определенную школу жизни. Например, Владимир Короленко признавался, что писателем его сделали ссылка и истории людей, которые он узнал. С этой точки зрения приход в профессию людей из разных
сфер — положительная тенденция, — объясняет издатель Сергей Дмитриев. — Но есть случаи, когда человек просто графоманствует. Именно тут и играют роль критика, отзывы. Сейчас этого инструмента нет — любой может издать книгу, опубликовать опус на сайте. В противовес выступают толстые литератур-
ные журналы и честная работа издательств, где далеко не каждое произведение допускается до публикации. В литературных журналах публиковались ведущие писатели, от Александра Пушкина и Ивана Тургенева до Константина Симонова, Александра Твардовского, Юрия Нагибина... Сейчас по-прежнему они не потеряли авторитет и помогают читателям найти лучшие произведения современного литературного процесса.
— Выбор тут не между сетью и бумагой, а между «самопубликацией» без какого-либо фильтра, отбора и обращением в серьезное периодическое издание, где тебя прочтут заинтересованные, опытные люди, — подчеркивает Андрей Василевский. — Они либо одобрят и напечатают, либо не одобрят и не опубликуют. Второе — отказ в издании — более вероятно, и это обидно, да. Авторы-неофиты с энтузиазмом штурмуют журналы, но шанс выпадает и правда не всем — лишь малый процент произведений, по оценкам редакторов, стоит выпускать.
— Каждый день приходят разного рода тексты, в большинстве своем для нас малоинтересные. В год в среднем мы печатаем не меньше полутора сотен литераторов, из которых примерно100 — это наши постоянные авторы, которых знаем не только мы, но в той или иной сте- пени и литературный мир, — рассказывает Андрей Василевский, — Несколько десятков — новые для нас авторы, иногда их публикации у нас одноразовые, не имеющие продолжения, а с некоторыми мы продолжаем сотрудничать и дальше.
Зачем учиться долго
Несмотря на вопросы с публикацией и изданием, кажется, именно работа со словом — самый простой вид творчества. Рисовать учиться сложно, оттачивать гаммы, начиная играть на инструменте, — долго и трудно! А говорить умеем мы все, равно как и писать — как минимум для соцсетей. Так и формируется уверенность, что даром слова, умением создавать повествование обладает каждый. Но стоит все же адекватно оценивать способности и обратить внимание на то, что существуют профильные учебные заведения, программу которых за пару месяцев освоить невозможно.
— Литературный институт ничего общего с «курсами» не имеет. Это государственная образовательная организация, которая дает диплом о высшем образовании, — разъясняет Андрей Василевский. — Специальность в дипломе — слава богу, не «писатель», это было бы смешно, нелепо, а «литературный работник» или на другом отделении — «литературный работник, переводчик художественной литературы». За пять лет в нашем институте студенты изучают множество разных учебных дисциплин, как и в любом гуманитарном вузе. Вот этого на «курсах» нет.
При этом сейчас даже среди профессиональных писателей только единицы могут жить за счет творческого труда. Многие из них совмещают это с работой журналистом и преподавателем или же другими смежными профессиями.
— Большая литература сейчас фактически отодвинута к хобби, так сказать, творчеством можно заняться в свободное от работы время. Это тоже влияет на то, как общество видит ценность такой профессии, — отмечает Сергей Дмитриев. — Это то, что регулярно обсуждается на съездах Союза писателей, и то, о чем говорил наш новый председатель Владимир Мединский. Уже давно назрела проблема, которая когда-то была решена в СССР: если человек имел профессиональный статус писателя, то он точно был обеспечен работой, это считалось полноценной деятельностью. А когда написание книг становится добавочной деятельностью, то и создается иллюзорное ощущение, что это дело для души, но не серьезная, трудная профессия.
Как пробуждаются таланты
Сейчас актуальна и другая тема. Всплеск творчества обусловлен и новыми темами, вызовами сегодняшнего дня. Свежие литературные кадры куются сейчас в зоне проведения спецоперации. Пройдя испытание боевыми действиями, вернувшиеся защитники и те, кто пережил обстрелы, прячась в подвалах собственных домов, ищут возможность поделиться своим опытом, переживаниями, рассказать правду. И тут действуют иные законы.
— Сейчас в этот процесс вовлечены тысячи людей, из-за масштаба событий это стало отдельным направлением, темой современной русской литературы, — рассказывает главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. — Выходят исторические исследования, посвященные этой теме, аналитика возникновения национализма в Украине. Сейчас выходит очень много и художественной литературы, написанной непрофессионалами, но теми, кого писать заставила та самая школа жизни.
В тему
Чтобы не потеряться в обилии изданий и книг разного качества, стоит обратиться к спискам лауреатов литературных премий — их формируют экспертные советы. Премии «Ясная Поляна» и «Большая книга» направлены на популяризацию актуальной художественной литературы и нон-фикшен. Национальная литературная премия «Слово» направлена на поддержку произведений, в основе которых любовь к родной земле, духовно-нравственные ценности и уважение к классической традиции. «Русская премия» ориентирована на открытие новых имен и поддержку русскоязычных авторов по всему миру. Награду «Лицей» имени Александра Пушкина получают молодые авторы в номинациях «Поэзия» и «Проза». Национальная премия в области детской подростковой литературы отмечает авторов талантливых произведений для юных читателей.
Например, поэт Сергей Лобанов, лауреат премии «Слово». Он военный, получил орден Мужества, но стал профессиональным поэтом — выпускает сборники стихов с фронта. Этот процесс можно сравнить с расцветом фронтовой поэзии и лейтенантской прозы во время Великой Отечественной войны. Качество произведений, написанных в то время участниками событий, проверено временем и стало золотым фондом литературы. Но, опять же, по мнению издателей, такие произведения тоже проходят отборы в профессиональных премиях, конкурсах, и читатели видят на полках талантливо созданные, эмоциональные произведения.
Еще один тренд нашего времени — литература нон-фикшен.
— Талант в этом сегменте имеет значение, но важно понимать, что писательское мастерство здесь проявляется иначе, чем в художественной. Ключевую роль играет не изящество слога, а умение структурированно и увлекательно подавать информацию. Современный читатель ценит не просто факты, а знания, изложенные понятным, логичным языком, с использованием сторителлинга и авторского стиля. Нужно не просто передать информацию, а сделать это интересно, предлагая читателю ясные выводы, конкретные рекомендации и пошаговые действия. Экспертность автора, актуальность темы и доступность подачи — вот главные критерии успешного текста в прикладной литературе, — объясняет руководитель направления «Лайфстайл и интернет-проекты» редакции «Кладезь» издательства «АСТ нон-фикшн» Ольга Яблокова. — Литературный редактор всегда поможет сделать текст выразительнее, но, если в нем изначально много «воды» и пересказов общеизвестных истин, переработка не спасет.
Психология творчества
Интерес к любым видам творческой деятельности — черта нашего времени. Инструменты, позволяющие создать произведения, становятся все доступнее, но причины самого желания проявить себя в искусстве имеют психологические корни.
— На самом деле, творчество — это способ снять внутреннее напряжение. Ковид, начало СВО сильно повлияли на наше состояние, и литература, как и другие виды искусства, — самый конструктивный способ избавиться от негативных эмоций, — объясняет психолог Михаил Соловьев. Но при этом важно различать, что наши увлечения не всегда говорят о том, что у нас действительно есть большой талант в какой-либо области. Иначе происходит перекос — согласитесь, когда раскрашиваешь картины по номерам, абсурдно считать себя великим художником. Но тем не менее высокое самомнение встречается часто.
— Все это следствие клипового мышления, — считает психолог. — В соцсетях люди становятся популярными за счет очень простых вещей и начинают заявлять о себе как о творческих личностях, потому что их действия находят отклик у аудитории. Соответственно, люди хотят получить некую самоидентификацию.
По словам специалиста, это приводит к проблемам с самоопределением, поиском ответа на вопрос, кто я? Учитывая, что сейчас время «не таких, как все», люди и попадают в когнитивные ловушки, считая, что любое их действие — уникальный творческий акт, который делает их индивидуальными.
Но что касается писательства, в психиатрии есть особый диагноз — графомания, и патологическое желание к написанию текста нельзя путать с талантом.
— Расцвет графомании был в 1990-х, когда на полки хлынули низкого качества беллетристика и псевдонаучные трактаты, — рассказывает Михаил Соловьев. — С одной стороны, такой автор пытается описать свои фантазии, которые невозможно воплотить в реальность. Если мы говорим про псевдонаучные трактаты, то это просто попытка рационализировать и объяснить все с помощью ложнологических цепочек. Это те проявления, которые помогут отличить патологию от осознанного и адекватного желания сказать что-то миру.
В завершение хочется отметить, что сориентироваться в бесконечном потоке разного качества литературы читателям помогут писательские премии, книжные ярмарки, на которых можно встретиться с авторами. И стоит быть спокойным — время неумолимо жестоко по отношению к лжеписателям, а действительно талантливые вещи останутся на века.
Александра Ерошенко - обозреватель