Без грифа секретности

Без грифа секретности

 
Война откатилась за годы и гулы… И теперь все различимее стали раздаваться голоса, призывающие забыть войну, перевернуть эту трагическую страницу истории в жизни нашего народа и больше к ней не возвращаться. Но, к счастью, есть люди, которые так не считают. Они кропотливо и точно делают свое дело: издают книги, рассказывающие о войне и великой Победе. В этих книгах авторы открывают новые неизвестные факты, анализируют их, осмысливают события военного лихолетья. Именно об этой работе мы беседуем с главным редактором издательства «Вече» Сергеем Дмитриевым.
- Сергей Николаевич, можно ли считать книги о минувшей войне – магистральным направлением деятельности вашего издательства, и шире, как отражена патриотическая тематика в издательских планах?
- Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, мне невольно приходят на память строки поэта Николая Старшинова: «Когда, нарушив забытье, орудия заголосили, никто не крикнул: «За Россию!», а шли и гибли за неё!» Как же можно предать забвению память лучших сынов России павших на полях сражений, развеять по ветру саму память о тех, кто воевал.
Поэтому мы гордимся тем, что при создании издательства более двадцати лет назад, начали выпускать серию «Военный роман», в которую вошли все известные художественные произведения писателей-фронтовиков – Владимира Карпова, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева и многих других. Кстати, книги Владимира Карпова у нас занимают особое место – в прекрасном оформлении получили новую жизнь «Маршал Жуков», «Генералиссимус», «Вечный бой» и др. Эти книги стали визитной карточкой издательства. И с той поры, дополняя и изменяя серию, издаем военную литературу. Отмечу, что пик читательского интереса к военной прозе пришелся на 65-летие празднования Великой Победы. К этой дате было опубликовано 130 книг по истории Великой Отечественной войны – это и романы, и исследования, и мемуары, и документы. Одной из самых популярных стала серия «Военные тайны ХХ века», в которой вышло свыше 150 томов, из них – Великой Отечественной посвящено около сотни. Труды разные по тематике, по направлениям и пр. Но нам не хватало одной серии и два года назад мы создали ещё одну – «1418 дней Великой войны». Сегодня издательство выпускает ежемесячно одну – две книги по Великой Отечественной войне. Плюс к этому мы создали серию «Враги и союзники».
- А чему посвящены эти книги?
- Они показывают противника, чтобы война была представлена более объемно.  Здесь выходили книги о различных соединениях вермахта. А совсем недавно появилась серия «Взгляд врага», это воспоминания бывших немецких военноначальников, таких как Гудериан, Шеленберг и др. Кроме этого, мы издаем серию «Морская летопись», в которой много книг, рассказывающих о том, что происходило на флоте в период войны. Издаем собрания сочинений Валентина Пикуля, в которых представлены романы «Барбаросса» «Реквием по каравану PQ-17», выпустили собрание сочинений Бориса Васильева – с романами «А зори здесь тихие», «Офицеры, «В списках не значился».
Скажу без ложной скромности, мы одно из четырех российских издательств, которое осуществило уникальный проект – для министерства обороны России сделали серию «Библиотека патриотической литературы». Она была задумана как стотомная. Уже вышло 60 книг, из них нашим издательство выпущено 40. Примечательно, что серия формировалась на основе пожеланий гарнизонных библиотек, в нее наряду с книгами о Великой Отечественной вошли издания, рассказывающие о войне в Афганистане, в Чечне. Все эти книги попали почти в две тысячи библиотек. Таким образом, книги о войне – наше стержневое направление, которое мы будем развивать дальше.
- Сегодня идет много разговоров о фальсификации истории. В этой связи, каковы критерии отбора литературы этого направления?
- У нас есть два основных потока пополнения книг. Первый – это испытанная гвардия, наши постоянные авторы, которых мы хорошо знаем и доверяем. Второй  - это так называемый самотек, который сегодня попадает к нам по электронной почте. Нас знают как одно из крупнейших издательств, специализирующимся на военной тематике, поэтому заявкам несть числа. Честно скажу, что даже если 10 процентов из присланного публикуется, то даже это позволяет получить в год 10-15 довольно интересных книг.
- Можете привести пример?
- Пожалуйста. Не так давно к нам приходил весьма пожилой человек и с порога объявил о том, что он принес книгу о том, как он был четыре года в немецком плену.  Это оказалась настоящая летопись плена, в которой автор подробнейшим образом описал, как обращались с пленными, чем кормили, какой был распорядок. Книга выдержала два издания. Это же бесценные личные свидетельства людей. Или другой случай. Мы познакомились с преподавателем петербургской духовной семинарии, специалистом по истории русской православной церкви во время войны. Книга называлась «Крест и свастика», где автор объяснил уникальную ситуацию, когда оккупанты в отместку коммунистам легализировали религию, открывая храмы. В книге была показана исключительно сложная ситуация, в которую попали священнослужители: они должны были служить Богу и русскому народу, но при этом под присмотром фашистских властей. Подробно исследовались драматические коллизии жизни этих священников, которые после освобождения советских территорий были практически все арестованы органами НКВД. Материалы этого исследования легли в основу романа Александра Сегеня «Поп», который был экранизирован режиссером ВладимиромХотиненко. Книгу мы издали, и она очень хорошо продавалась.
- В целом получается, что издательство главным образом концентрируется на исторических исследованиях. Не узко ли?
- Исторические исследования и военная классика – это необходимый и весьма значительный пласт литературы о войне. Одновременно одним из самых крупных издательских проектов стала серия «Военные приключения». На сегодня в ней вышло примерно 220 наименований, ровно половина – приключенческая литература о Великой Отечественной войне. Жанр яркий и востребованный. Исходим из того, чтобы автор был профессионал, и чтобы тема и ее подача были интересны для читателя.
- А на какого читателя рассчитаны книги издательства?
- Увы, происходит трагическая вещь. Наш читатель взрослеет, круг как бы сужается. И это больно и грустно сознавать. И молодой читатель от нас уходит. Объяснений тому немало. Здесь и специфика интереса, а у военной тематики – основной читатель мужчины, и все иные проблемы, связанные с чтением. Но военные приключения молодежь читает, книги, связанные с морем, тоже привлекают молодых людей. Это особенно видно на книжных ярмарках, в которых мы участвуем. У нашего стенда толпятся люди разных возрастов. Еще одно направление вызывает живой интерес молодых читателей – соединение тайны, мистики с войной. Или такой пример. В прошлом году мы издали книгу Д.В.Шеина и А.А. Уланова «Порядок в танковых войсках? Куда пропали танки Сталина». В ней авторы объясняли, что произошло в самом начале войны, почему было уничтожено столько боевых машин. В адрес этой книги пришло очень много положительных отзывов, в том числе и от молодежи. Надо признать, что женская аудитория на такую тематику откликается вяло. Но вот два года назад мы выпустили уникальное издание «Война глазами детей», где были собраны свидетельства самих детей, переживших оккупацию, концлагеря, то есть поднят пласт, который ранее был неизвестен широкому читателю. В адрес издательства пришло много писем от женщин с благодарностью за эту книгу.
- Сергей Николаевич, вы профессиональный историк, перед вами проходит масса исторической литературы. Все это как - то сказалось на вашем личном взгляде на войну?
- Я много об этом думал, и мои размышления привели меня к следующему. Вторая мировая война – это некий переломный момент мировой истории, когда происходила борьба белого и черного, как бы пафосно это ни звучало. Фашизм в концентрированном виде аккумулировал все негативное, что было внутри Европы, внутри германской нации. А большевики, которые пришли к власти под лозунгами развала традиций, устоев государства, выступали, как ни странно, некой чистой белой силой, которая смогла черную дьявольскую сторону победить. И чтобы там ни говорили, но большевики искупили свои грехи, а их было немало, победив фашизм, и вообще спасли цивилизацию. Некая искупительная жертва, ведь первыми гибли коммунисты - среди них в боях были самые большие потери. Некоторые, правда, считают, что не будь большевиков, то и войны не было бы. Но это спорный тезис. Война вызрела внутри капиталистической системы, и скорее всего она все равно была бы. И если смотреть не предвзято, то в мире и тем более в Европе не было на тот момент силы, которая бы могла противостоять фашизму. Дело в том, что фашизм демократическим путем не победишь. И все разговоры о том, что демократия может противостоять фашизму, не состоятельны. Франция пала через две недели, и Польша, да и вся Европа попала под фашистский сапог в рекордно короткие сроки. В прошлом году я был под Новгородом, где есть несколько известных немецких кладбищ, они ухожены, за ними следят. Там лежат тысячи людей. Есть соглашение между Россией и Германией о том, что они сохраняют могилы наших солдат, а мы их. Меня поразила стела, на которой были имена более 500 испанцев, воевавших в «Голубой дивизии». Вспомним, Испания войны нам не объявляла, спрашивается, кто их звал?! Эта деталь еще раз подтверждает то, что война шла не только с Германией, а со всей Европой. Об этом забывать не надо. Кстати, о том, как воевала наша страна. Мы издали уникальное справочное издание, не имеющее аналогов в современной военно-исторической литературе – «Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь». Группа сотрудников министерства обороны России в течение 15 лет исследовала все документы о потерях. Они проверили 13,5 миллионов похоронок. Оказывается, все похоронки копировались. Одна шла в адрес погибшего, а копии направлялись в военкоматы. Было выявлено до 500 тысяч ошибочных похоронок и пр. В результате картина сложилась такая: если немцы потеряли убитыми (безвозвратные потери) более 7 миллионов, то наши потери на фронте составили 8,6 миллиона человек. Да, соотношение не в нашу пользу, но даже при таких потерях руководство страны не допустило катастрофы армии.
- Как вы думаете, со временем появится ли в литературе что - либо похожее на «Войну и Мир»?
- Вопрос сложный. Толстой завершил роман спустя 57 лет со времени войны 1812 года. Вполне вероятно, что где-то уже зреет новый Толстой и его великий роман. Но, на мой взгляд, самые главные книги о Великой Отечественной войне уже написаны и созданы они непосредственными ее участниками, фронтовиками.
- А что ждать читателю, чем его порадуете уже сегодня?
- Всего открывать не буду. Мы идем на новые формы стимулирования интереса к нашим книгам. Например, сейчас будем издавать сборник совместный с радиостанцией «Голос России» «Неизвестные страницы Великой Отечественной войны». «Голос России» ведет вещание на зарубеж, и ежемесячная посещаемость сайта радиостанции - 3,8 миллиона человек. Это те люди, что живут за границей, а русских там до 25 миллионов. В сборнике собраны уникальные, интереснейшие материалы.  
И второй проект, который я бы хотел отметить, это фундаментальный труд в двух томах нашего автора А.Б. Мартиросяна под названием «22 июня». Это самый, пожалуй, капитальный труд, проливающий свет на события начала войны. Первый том – предыстория начала войны, во втором  томе, по мнению автора, доказывается, что большинство наших неудач в начальный период войны произошло по вине ряда крупных военноначальников, включая Жукова. Он расценивает это как заговор со стороны части генералов, цель которых заключалась в перевороте и свержении Сталина. При этом все абсолютно документировано, подкреплено различными, мало исследованными источниками. Добавлю, что в издательском портфеле еще много очень интересного и неожиданного.
 
 
Беседовал Александр Арсеньев
 
Опубликовано. Газета «Трибуна » 21-27 июня 2012г
Дата публикации материала: 2012-06-22


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru