книжный портал TERRABOOKS о книге "Иперия ацтеков" Валентины Баглай

 

империя ацтеков

Валентина Баглай. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних мексиканцев

В книге подробно рассказывается о богах и связанных с ними мифах ацтеков, элементах древней культовой практики и ритуалов. Многие мифы и легенды племен и народностей индейцев Нового Света рассказывают о том, что некогда на берега их страны высадились белые бородатые люди, которые принесли основы знаний, приплыв на больших странных судах с лебедиными крыльями. Ацтеки в день декабрьского солнцестояния использовали морскую раковину во время своих ритуалов. Это был самый магический кульминационный момент года, сокрытый мост к богам и предкам, начало великого Млечного Пути на Земле, служившего границей между мирами. В это время проходили многочисленные тайные церемонии и обряды, в которых Будущее сливается с Прошлым, рождая непрерывную нить причин и следствий… И неслучайно в этом ритуале использовалась морская раковина (пришедшая с морского дна, самой нижней точки нашего мира) – ведь море не просто другой мир, оно – давний предшественник этих гор и полей…

В одной из глав рассматриваются мифы о мировых Солнцах. Ацтеки утверждали, что Солнце воюет со звездами. Ацтекский бог войны и Солнца Уицилопочтли был рожден в борьбе со своими братьями, «четырьмя сотнями южных звезд». Для его подданных, ацтеков, звезды были врагами владыки, врагами Пятого Солнца. В книгу включены иллюстрации богов ацтеков, фотографии «Камня Солнца» и камня-алтаря.

«Тотемизм и зоолатрия достаточно наглядно проявлялись и в иконографии богов, в частности в тех изображениях, которые сохранились в рисунках кодексов. Прослеживаются они и в ацтекских теонимах (именах богов): Кетсалькоатль («Пернатая змея»), Уитсилопочтли («Колибри левой стороны») и др.

Топонимика Мексики (географические названия), имеющая отношение к разным древним народам, также указывает на эту тенденцию. Например, у тарасков (живущих в Западной Мексике) встречаем не только заимствованные ацтекские топонимы (Койуакан – «местность орлов»), но и собственные – Иуатцио («местность койота»), Акуитцио («местность змей») и др. Аналогичные примеры почитания представителей живой природы отмечены и у миштеков, которые, заимствовав ацтекские топонимы, представили собственные эквиваленты: Аскапотсалько – мишт; Ньудсокойоко – «местность муравейника»; Коатепек – Ньуйукукоо – «гора змей» и др.

Яркие примеры тотемизма и зоолатрии поставляли и сапотеки. Так, некоторые из обнаруженных при раскопках сапотекских погребальных урн представляют животных. Один из первых хронистов, Ф. де Бургоа, говоря об идолопоклонничестве сапотеков, в частности, отмечал почитание ими попугая (ара). К птице был приставлен специальный жрец, который заботился о ней и совершал жертвоприношения.

В керамике, мелкой пластике ольмеков ярко представлены кошачьи мотивы.

В связи с зоолатрией любопытно и сохранившееся сообщение Д. Дурана о том, что жители Куитлауаки, располагавшегося на одном из островов озера Тескоко, долго отказывались признавать в ацтеках своих властителей. Однажды во время одного из решающих сражений куитлауаки оказались в безнадежном положении в окружении ацтекских воинов и стали просить помощи у лягушек, рыб, креветок, пиявок и других созданий, обитающих в воде. Как сообщает сюжет, бог – покровитель этих существ ответил им, что нужно покориться ацтекам, поскольку они сильнее. После этого куитлауаки якобы смирились и стали данниками ацтеков.

Ярким примером зоолатрии можно считать широко известное поклонение орлу и ягуару, чьи истоки восходят еще к древним ольмекам. Здесь лишь отметим, что в мифологическом сознании мексиканцев существовало их противопоставление. С одной стороны, это были змея, ягуар, оцелот (ассоциированные с землей) и с другой – кетсаль, орел и другие птицы (связанные с небом). Змей, кроме того, ассоциировался с понятием времени (свернувшись в клубок, он напоминал кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, время, движущееся по кругу). Орел был символом восходящего и заходящего Солнца, а оцелот олицетворял Солнце ночное, которое движется по подземному миру, освещая его.

Важное место в ацтекской религиозно-мифологической системе и ритуале отводилось и собаке. Она была компаньоном души умершего на ее пути в подземный мир мертвых.

Бабочка, рожденная из куколки, весь процесс, связанный с ее смертью и появлением новой жизни, также наталкивали на мысль о таинственных силах, с ней связанных. Так называемая обсидиановая (черная) бабочка символизировала подземный мир, а солнечная, светлая была отражением идеи возрождения, счастья и радости. Очевидно, не последнюю роль в формировании такого представления сыграло и удивительное явление, которое в Мексике наблюдают ежегодно в конце ноября – начале декабря, когда сюда перелетают из Канады бесчисленные бабочки-монархи (ныне они охраняются согласно специальному государственному указу).

Собственно, истоки тотемизма, если говорить только о том, что связано с нашей темой, имели глубокие социальные корни. Тотемизм – это форма осознания связи определенного человеческого коллектива, его единства, его противоположности другим коллективам. В мифологии это находит отражение в мифах о борьбе между тотемами. У ацтеков это, например, связано с сюжетами о противостоянии, противоборстве двух богов, олицетворяющих противоположности – Кетсалькоатля и Тескатлипоки (светлое и темное начала соответственно)».

 

материал - terrabooks.ru/

Дата публикации материала: 2021-01-19


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru