Вакансии
Контакты
Коллектив
Реклама в книгах
Наши авторы
Наши партнеры
Календарь событий
Книга на заказ
Наши награды и благодарности
Видео презентации

Новости

Все новости
2020-04-24
НЕ ПРОПУСТИТЕ! 25 апреля в 20-00 историк и политолог Наталия Нарочничкая в эфире Московского дома книги с лекцией на тему "Кто развязал Вторую мировую войну".
Все новости

Скорлупка во власти моря

В конце 1980 года группа московских яхтсменов во главе с Л. Н. Лесневским обратилась в Институт земного магнетизма ионосферы и распространения радиоволн АН СССР (ИЗМИРАН) с предложением использовать крейсерские парусные яхты для морских электромагнитных исследований. Предложение в институте встретили с интересом. И в самом деле, яхта обладает маломагнитным и диэлектрическим корпусом, не создает электромагнитных шумов. Обслуживается она экипажем из нескольких человек и в эксплуатации неизмеримо дешевле судов традиционного типа. К тому же, несмотря на малые размеры, современная яхта обладает высокими мореходными качествами, которыми, кстати, обладают немногие из обычных судов.


Как раз в это время, по инициативе директора Вычислительного центра СО АН СССР академика А. С. Алексеева, планировалось начать электромагнитные исследования в западной части Черного моря в рамках советско-болгарской комплексной целевой программы «Перспективы нефтегазоносности болгарского шельфа». Решили провести электромагнитные исследования на яхте. Идею эксперимента поддержал академик Ю. М. Пущаровский — заместитель председателя секции геологии, геофизики и геохимии Комиссии по проблемам Мирового океана АН СССР. Яхта «А. Грин», которую предоставил Одесский институт инженеров морского флота, — это двухмачтовое парусное судно водоизмещением 11 т. По обычным меркам — скорлупка во власти моря. Однако на ней вполне разместилась вся научная аппаратура.. И в июле 1981 года экспедиция началась.


Цель экспедиции — на основании измерений создать гео-электрическую модель зоны перехода от континента к глубоководной впадине Черного моря. Поскольку эксперимент такого рода проводился впервые, измерения выполняли различными взаимно контролирующими методами. Главный из них — магнитотеллурическое зондирование, основанное на синхронных измерениях вариаций электрического и магнитного полей на дне. Источником полей служат различные процессы, разыгрывающиеся в ионосфере и магнитосфере Земли. Метод давно и успешно используется на суше, но его морской вариант имеет много специфики. Например, помехи, связанные с электромагнитным полем, которое наводится при движении морской воды в постоянном магнитном поле Земли. В эксперименте реализовали и другой метод — магнитогидродинамическое профилирование, когда используется специфический морской источник электромагнитного поля — поле морских течений.


Эксперименты проводились примерно по такой схеме. С яхты «А. Грин» в точках наблюдений велась регистрация электрического поля и течения. Магнитное поле измерялось автономными магнитовариационными станциями, они устанавливались в тех же точках с борта научно-исследовательского судна «Евпатория» (ВЦ СО АН СССР), а также магнитовариацианной станцией на берегу.


Естественно, что до проведения эксперимента было немало сомнений. Выдержит ли аппаратура в условиях непрерывной качки и высокой влажности? Можно ли с такого малого судна как следует расположить на дне электрометрические линии (установки для измерения электрического поля) — ведь их полная длина достигала 1500 м, а точность ориентации должна быть не хуже 5°? А что, если во время измерений начнется шторм? Доводы о всепогодностм яхты убеждали мало — одно дело спортивное плавание, и совсем другое — научная экспедиция.


Экспедиция на яхте, действительно, необычна. Хотя бы тем, что <из-за малочисленности экипажа (всего 8 человек) у нас не было общепринятого в морских экспедициях разделения на судовую команду и научный персонал. Все научные сотрудники несли обязательные морские вахты, а все члены экипажа участвовали в научных исследованиях. Если на обычном судне в штормовую погоду все прячутся во внутренних помещениях, на яхте, наоборот, — все наверху. Высокая остойчивость яхты влечет за собой сильную качку даже на небольшой волне. Одним словом — работы больше, быт жестче.


Однако все эти трудности не помешали работе. В 1981 году яхта «А. Грин» выполнила два рейса к побережью Болгарии. В первом, хотя погода и не очень благоприятствовала, измерения ни разу не были прерваны. Более того, даже когда по штормовым условиям был закрыт выход из болгарских портов для всех судов, яхта продолжала выходить в море. Самые лучшие онлайн казино вы найдете на сайте

Лидеры продаж

Все лидеры
Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: [email protected]
4d3ecc26de294624125ace6ce1113251