Издательство "Вече"

Авторы издательства «Вече» отвечают…

 Авторы издательства «Вече» отвечают…

Издательство «Вече», учитывая многочисленные обращения наших читателей, публикует анкету, в которой наши авторы отвечают на вопросы о том, какие книги у них вышли в последнее время, над чем работают, а также размышляют на темы, тесно связанные с историей. Сегодня мы публикуем первые из присланных ответов. 

 

Ольга Елисеева - кандидат исторических наук, писатель

1. Какие ваши книги  вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

Издательство «Вече» - мое любимое. Здесь вышли мои романы о Екатерине II (Камень властиНаследники исполинаПереворот) Здесь же я публикую цикл о графе М. С. Воронцове, Николае I и А. Х. Бенкендорфе (Наследники ТавридыПоследний часовойЛичный враг Бонапарта). Кроме художественных произведений, публикуются мои научные книги: Молодая ЕкатеринаТайна смерти Петра IIIЕкатерина Великая. Тайная жизнь императрицы

 

2. Над чем работаете сегодня?

Сегодня я продолжаю работать с эпохой Николая I. Это оказалось удивительное время даже для меня, историка. А читатель-непрофессонал вынужден только руками разводить: что же нам рассказывали?! Что это за бледные силуэты ходят по страницам учебников? Блестящие войны, сильные сочные характеры, страшное внешнее противостояние с новой мировой державой Англией (шпионские страсти) и нарастание внутреннего отчуждения между властью и властителями дум.

 

3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

Ничего не вкладываю. История очень зависит от нашего восприятия. В каком-то смысле мы сами делаем себе прошлое (и не замечаем, что тем самым делаем и будущее). Поверьте, что нашу историю столько раз препарировали, столько раз из нее за последний век изымались целые куски, целые судьбы, огромные фигуры и даже сословия, что хуже уже не будет. Во многом из-за этого наш читатель побаивается истории: там из-за каждого угла на него может выскочить кто-то незнакомый. Между тем не стоит думать, будто такое положение только в России. Посмотрите, как популярны не собственно исторические сериалы («Тюдоры» или «Борджиа»), а нечто историческое, но в другом мире («Игра тронов»). Это говорит сразу о двух тенденциях: страх и отвращение, которое питает человек западной культуры к реальной истории - там его повсюду встречает деспотизм и неполиткорректность, - и страстное желание пожить «исторически». О последнем же говорят разного рода реконструкции, ролевые игры, и популярность «неопасных» книг вроде «Столпов земли», где без политических оценок рассказывают о повседневной жизни средневекового простого человека.  У нас все тенденции те же, но с опозданием лет на 10-20.

4. Для чего надо изучать историю?

Западное общество до кризиса жило как бы в новом «золотом веке», а золотому веку история не нужна, как в раю не нужно время. Мы, к счастью или к несчастью, остаемся народом живым. Более того, у нас идет быстрое формирование нового этноса, который наследует прежнюю культуру и язык, но сильно изменится, благодаря новым включениям. (С нами такого не происходило с XIV  в.). А значит мы снова одновременно и стареющий, взрослый народ, и очень молодой, рождающийся на глазах. История, которую мы унаследовали, - часть нашей культуры, тот инструмент, которым осуществляется «обрусение» тех, кто сейчас живет в России, превращение «чужих» в «своих». И мы должны быть благодарны за то, что у нас она такая яркая, сложна, порой страшная, но всегда со счастливым концом. Не уверены в последних словах? А кто брал Берлин (между прочим, три раза: в XVIII, XIX,XX вв.), а кому на голову упал Советский Союз, а мы выжили? 

И еще. Историю стоит почитать, просто потому что она интересная. Однажды я у Борхеса наткнулась на фразу: «Военная история Аргентины неисчерпаемы». Долго хохотала. И что собственно мы знаем о военной истории Аргентины? Да ничего. Терра Инкогнита.  Экскаватор сюда.    

 

Александр Мясников – историк, журналист, писатель

 

 

1.Какие ваши книги  вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

100 великих достопримечательностей Москвы

100 великих достопримечательностей Петербурга

 Путеводитель по русской истории ( в трех томах)

Тайный код Петербурга

Тайный код Москвы

Властители Отечества 

2. Над чем работаете сегодня?
«Календарь Отечества» (народная книга), «Тайный код России».


3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

Это, в первую очередь, подтасовка фактов. Когда деяния, не важно какие -- хорошие или плохие, которые совершал один правитель приписываю другому. И второе, это, когда вместо факта, даются исключительно комментарии и толкование этого самого факта.

4. Для чего надо изучать историю?

Чтобы жить было интереснее.

 

Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, писатель, публицист

  

 

1. Какие ваши книги  вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

Опричнина и "псы государевы"

Иван IV Грозный

Иван Шуйский

Пожарский

 

2. Над чем работаете сегодня?

Даст Бог, будет роман о временах Ивана Грозного, о битве у Молодей.

 

 3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

Шарлатанство любого рода, связанное с желанием заработать и прославиться при помощи работы с историческим материалом, не имея профессиональных навыков.

 4.  Для чего надо изучать историю?

Э... Чтобы ее знать.

 

 

 

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник  Военного университета МО РФ. 

 

 

1. Какие ваши книги  вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

 С издательством у нас прочные контакты. Последние годы оно издает мои работы практически ежегодно:

Штрафники Великой Отечественной: в жизни и на экране

Мехлис. Тень вождя

Генеральская правда. 1941-1945

 

 2.  Над чем работаете сегодня?

        Для «Вече» готовлю книгу под условным наименованием «Сталинские маршалы в годину войны и после нее».

 

 3.Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

     Антиисторизм – это когда современные политические и культурно-нравственные установки переносятся на прошлое, и его - прошлое - с одинаковой смелостью либо захваливают, либо осуждают с позиции сегодняшнего дня.

 

4. Для чего надо изучать историю?

       Чтобы иметь точную самооценку – и обществу в целом, и каждому из нас лично. Прошлое, если относиться к нему без предвзятости, не позволяет очень уж сильно заноситься, какими бы значительными ни казались нам собственные успехи и достижения. Не случайно ведь сказано: «Мы стоим на плечах гигантов». Адекватная же самооценка дает хотя бы маленькую гарантию того, что и потомки будут относиться к нам, исходя из тех же самых критериев.

 

Владимир Дайнес , военный историк, кандидат исторических наук

 

 

1. Какие ваши книги вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

Василевский

Чапаев

Рокоссовский

 

 2. Над чем работаете сегодня?

Продолжаю работу над серией о выдающихся полководцах и военачальниках периода Великой Отечественной войны, в том числе о маршалах И.С. Коневе и Б.М. Шапошникове, генерале армии И.Д. Черняховском.

 3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

Это сознательное искажение исторических фактов, попытка выдать желаемое за действительное. Игнорирование законов и закономерностей развития общества позволяет нечистым на руку исследователям делать выводы и обобщения ничего общего не имеющих с действительностью.

 4. Для чего надо изучать историю?

Для того чтобы не потерять связь времен, сохранить память о славных деяниях наших предшественников и активно бороться против фальсификаторов истории нашего Отечества.

 

 Борис Керженцев – историк, кандидат исторических наук

 

 

1. Какие ваши книги  вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)? 

За последние два года у меня в издательстве «Вече» вышли две книги:

Россия крепостная. История народного рабства

Окаянное время. Россия в XVII - середине XVIII веков

2. Над чем работаете сегодня?

Прежде всего это подготовка весьма объемного сборника материалов по истории крепостного права, куда войдут редкие источники, мемуары современников, полицейские и жандармские донесения и отчеты. Все это достаточно малоизвестные и, в то же время, важные документы, ярко и выразительно представляющие эпоху крепостничества. Кроме того, пишу сценарий документального фильма о Петре Первом, сотрудничаю с редакциями разных журналов.

3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

 Существует устойчивое определение понятия "антиисторизм", данное еще К. Поппером. Обыкновенно под антиисторизмом принято предполагать такой взгляд на историю человечества, который отвергает определяющее влияние на нее каких бы то ни было объективных закономерностей или предопределенностей, независимо от того - имеют ли они материальную или сверхъестественную природу происхождения. Со своей стороны я не вижу необходимости вкладывать в это определение какой-то другой смысл, хотя сам не принадлежу к сторонникам собственно антиисторизма. Это если кратко. Однако сама эта тема столь неоднозначна и интересна, что сколько-нибудь подробное её рассмотрение потребовало бы написания объемной диссертации.

4.  Для чего надо изучать историю? 

 А историю надо изучать, конечно же, чтобы знать её, это очевидно. Другое дело - как изучать историю! В нашей стране, к сожалению, все, что касается объективного изучения прошлого, сопряжено со значительными трудностями просто потому, что за время господства цензуры - императорской, советской - освещение многих ключевых событий прошлого подверглось серьезному искажению. Не будет преувеличением сказать, что так называемой «официальной» наукой и государственными цензорами была сочинена самая настоящая «альтернативная» история страны, которая во многих  своих фрагментах часто имеет очень слабое отношение к исторической действительности. Преодолеть это негативное наследие трудно, но необходимо, иначе мы так и останемся в плену исторических мифов о себе самих, своем народе и, как следствие, никогда не сможем разрешить насущных современных проблем - социальных и духовных.

  

Александр Волков, обозреватель журнала «Знание – сила»

 

1.Какие ваши книги  вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

 В 2011 году издательство «Вече» переиздало мою книгу «Карфаген. «Белая» империя «черной Африки». В том же году была издана книга «100 великих тайн археологии». В 2012 и 2013 году в издательстве «Вече» вышли мои книги «100 великих загадок астрономии» и «100 великих тайн Земли»

 2. Над чем работаете сегодня?

 Сейчас я собираю материал для книги под условным названием «100 тысяч лет до начала истории», которую хотел бы предложить издательству «Вече». Она посвящена важнейшим событиям, которые происходили с человечеством в последние сто тысяч лет до начала письменной истории. Именно в этот период произошли многие события, которые определяют сами основы жизни человека и теперь. Небольшая популяция «хомо сапиенс», населявшая Восточную Африку, завоевала весь мир. Аравийский полуостров, Южная Азия, Австралия, Европа и, наконец, Америка – археологические находки и генетические исследования последних лет позволяют ученым уже сейчас с невозможной прежде точностью воссоздать маршруты этого великого переселения племен. Мир, в который они пришли, был давно заселен другими гоминидами, нашими «двоюродными братьями», потомками «человека прямоходящего», который гораздо раньше совершил свой «исход из Африки». В этой длившейся почти 100 тысяч лет конкурентной борьбе с неандертальцами, людьми из Денисовой пещеры, флоресскими людьми – с этими «великанами и гномами» – наши предки взяли верх. И эта же эпоха была временем не только борьбы, но и творчества. Именно тогда зародилось искусство (живопись, скульптура, музыка). Возникли важнейшие методы хозяйствования (земледелие, животноводство, ремесла), используемые и поныне

3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?

 Всего пару веков назад, когда уже сформировались современные физика, астрономия, химия, казалось, что область наших знаний о прошлом, навсегда останется очерчена горизонтом Древней Греции и Рима. Даже о Египте и Вавилоне историки знали лишь «с чужих слов» – из библейских легенд и занимательных историй Геродота, больше похожих на сказки. Девятнадцатый век открыл нам заново Древний Восток, двадцатый век – догреческую Европу и Древнюю Америку. Но, главное, в распоряжении ученых появились технологии, которые позволили с принятой в науке точностью исследовать памятники прошлого. Давно миновали времена Шлимана, когда энтузиасты и авантюристы в поисках сокровищ уничтожали целые культурные слои. Археология стала гораздо будничнее – и историчнее. Ученые в буквальном смысле слова стирают пыль веков, не оставляя без внимания ни один артефакт. Различные методы датировки – от радиоуглеродной до люминесцентной – позволяют довольно точно определить возраст находок. Благодаря генетическому анализу были воссозданы маршруты передвижения наших далеких предков. У нас под ногами – громадное хранилище древностей. Там – среди песка, глины, камней – во всех подробностях запечатлена повседневная жизнь людей далекого прошлого. Надо только уметь прочитать, декодировать всю содержащуюся в артефактах информацию. Это гораздо сложнее и утомительнее, чем сочинять тысячу первую фантазию на тему атлантов или лемурийцев. Описывать прошлое по всем правилам науки значит долго и нудно перечислять: цитаты, ссылки, детальное описание находок, места, где они были сделаны, сопутствующих слоев, обнаруженных рядом предметов… Сквозь эти бесконечные каталоги читателю так же трудно пробиваться порой, как археологу – сквозь песок, глину, камни или историку – сквозь тысячи страниц архивных документов, но именно так и воссоздается прошлое. Так пишется история. Можно миновать эту пыльную библиотеку или нескончаемый раскоп – и дать волю фантазии, соединить случайные факты с любимыми идеями или необычными гипотезами. Но это – совсем другой жанр. Может быть, увлекательный, яркий, чаще бездарный, глуповатый. Но – фэнтэзи. Утопия. То, чего не было. Не история.

 4.    Для чего надо изучать историю

 К сожалению, история учит лишь отдельных людей – тех, кто ее внимательно изучает. Но они, как правило, остаются пророками, которых никто не готов слушать. Громадные массы людей все с той же закономерной обреченностью переживают чужой исторический опыт, увязая в давно проложенной до них кровавой колее и только лишь расширяя ее. За Первой мировой войной последовала  Вторая. За одним восстанием масс – Французской революцией – последовало второе, третье, четвертое… Социалистическая революция в России, национал-социалистическая – в Германии, крестьянско-социалистическая – в Китае, «каменно-социалистическая» – в Камбодже… За религиозными войнами христиан – религиозные войны мусульман… Впрочем, великие историки ХХ века – Шпенглер, Тойнби, Лев Гумилев (а еще раньше наши Данилевский и Леонтьев) – выискивая закономерности в этих гибельных повторениях, описывали цивилизации, как живые организмы, которые зарождаются, переживают расцвет, достигают цветущей сложности, а потом дряхлеют, распадаются, гибнут, унавоживают почву для новых цивилизаций. А значит, изучая историю, можно хотя бы схематично очерчивать будущее, отыскивая среди погибших «организмов» прошлого намеки на наше настоящее и будущее. В таком случае для нас становится актуальной история Византийской империи. Или не так?

 

Иванов Андрей Юрьевич – член Союза писателей России

 

            1. Какие ваши книги вышли в издательстве «Вече» в последнее время? (год, два, три)?

В этом году вышли сразу две мои книги «Морская битва двух Империй.Нельсон против Бонапарта» и "Хозяин морей" и битва за Америку". Меня привлекают уникальные личности, именно поэтому я написал книгу о Томасе Кохрейне. Лорд Кохрейн — малоизвестный в России герой, хотя многие смотрели кинофильм «Хозяин морей: На краю земли». Прообраз главного персонажа фильма — Томас Кохрейн, великий моряк, политик и технический изобретатель. Это первая биография Томаса Кохрейна на русском языке. Ранее в издательстве «Вече» выходили книги: «Тайны египетской экспедиции Наполеона»,  « Двенадцать Бонапартов».

2. Над чем работаете сегодня?

В серии «Великие исторические персоны» издательства «Вече» готовится к выходу моя книга «Наполеон».

3. Что вы вкладываете в понятие «антиисторизм»?
Антиисторизм — игнорирование очевидного по субъективным, надуманным причинам политического, идеологического, психологического свойства. Назвать вещи своими именами людям мешают обыкновенный страх, соображения корысти или предвзятости. Посмотрите правде в глаза, даже если это сложно и неприятно.

4. Для чего надо изучать историю?

Цель науки — познание мира. Способный и добросовестный исследователь истории рисует правдивую картину событий, приближаясь к истине. Это улучшает наше понимание мироустройства, помогает жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата публикации новости: 2013-12-23


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru