Издательство "Вече"

Голос женщины в современной православной литературе

 «Голос женщины в современной православной литературе»

Именно так звучало название круглого стола, прошедшего 7 сентября в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки по инициативе издательства «ГрифЪ», собравшего под свои знамена издательства «Вече» и «Лепта Книгу».

В обсуждении приняли участие  такие известные православные женщины — писатели и общественные деятели, — как Олеся Николаева, инокиня Ольга (Гобзева), Людмила Дунаева, Татьяна Шипошина, Ольга Голосова, Елена Жосул, Галина Климова и др. 

Открывая обсуждение, ведущая писатель и журналист, обозреватель «Российской газеты» Мария Городова, сделала весьма эпатажное заявление: «Все собравшиеся здесь, - сказала она, - никогда не были проститутками, не имели отношения к наркоманкам и не возбуждали общество иными безобразными способами. Напротив, все женщины-участницы – верные жены, отличные матери, а некоторые уже бабушки». По словам ведущей,   идея круглого стола возникла неожиданно, «Вместе с тем, отметила М.Говорова, я убеждена, что наше обсуждение станет достойным ответом той вакханалии «горячих» новостей, которые занимают верхние строчки рейтингов современных российских СМИ. По мнению ведущей, беспрецедентность подобной акции в том, что  женщины – православные писательницы – ранее никогда не собирались вместе, чтобы обсудить свои проблемы и свою роль в жизни общества и Церкви.

«Как издатель, - отметила  Ольга Голосова,  я могу даже без ссылок на статистику доказать, что сегодня в среднем на один мужской голос в православной литературе приходится шесть женских. Более того, это данные не только по православному книгоизданию, а вообще по всем видам литературы! – добавила она. В последние годы женщины вообще определяют лицо культуры как более активная социальная группа. Именно они создают и наполняют информацией интернет-порталы и другие СМИ, формируют общественное мнение и массовую – в смысле ее массовой доступности людям – культуру.

Известный поэта и писатель Олеся Николаева призналась, что не разделяет литературу на мужскую и женскую. Хотя в последние десятилетия действительно именно женщина играет особую роль в культуре. «В связи с этим, - сказала она, - хочу обратить внимание аудитории на изумительную писательницу, игуменью, пишущую под псевдонимом «Монахиня N», выпустившую уже три книги: «Дерзай, дщерь!» - о женщине; «Плач третьей птицы» - о монашестве; и «Рифмуется с радостью» - о старости. Ее книги необыкновенно питательны для души. С точки зрения О. Николаевой определения «православная литература» и «неправославная литература» вполне возможны. «Ведь если задуматься, почти вся русская классика – это православная литература», - сказала она. Мы не должны бояться трагических сюжетов, только они должно быть выстроены в символическом пространстве так, чтобы трагедию возможно было преодолеть. Как считает О. Николаева, русского, т.е. изначально православного писателя отличает то, что центром его произведения всегда является человек — как образ Божий и как творение Божие. Вместе с тем писательница высказала опасение, когда благие намерения оказываются препятствием для художественности. По мнению О. Николаевой, это происходит, когда кто-то хочет написать очень благочестивое произведение, а в результате мы получаем упрощение жизни и отсечение многих трагических, значимых коллизий, во-первых, на пути человека к Богу, а, во-вторых,  когда герой уже приходит в церковь, а борьба в нем продолжается. В сегодняшней литературе не хватает героя, который делает экзистенциальный выбор – выбор страшный, потому что он может быть и неправильным, ложным». Ольга Голосова  отметила, что сегодня в литературе произошла замена образа героя на образ героини. Литературе, сюжетам, персонажам, считает она, не хватает мужественности.

По словам главного редактора интернет-портала «Татьянин День» Полины Тюренковой, все скандальные маргинальные проблемы, будоражащие общество, пусть с меньшим градусом, но все равно волнуют и православных воцерковленных женщин. И это большая проблема. «Мы приучаемся в интернет-пространстве мыслить и говорить светски, допускаем возможность решать проблемы так, как это делают нецерковные люди. Современные православные женщины научились очень хорошо говорить о скандале в храме Христа Спасителя, о Болотной площади, либералах и прочем. В социальных сетях – а это огромная сила, это общественное мнение – женщины позволяют себе осуждать священников и учить их жизни. Так что дело не в рейтингах новостей. Надо исправлять себя в первую очередь – только тогда мы сможем говорить о подлинной роли женщины в современном православном мире, - заключила она.

По мысли Ольги Голосовой, женщины – православные писатели –действительно служат своего рода зеркалом культуры. «То, что в нас отражается, как в зеркале, - пояснила О. Голосова, - мы воспринимаем, перерабатываем. И это изливается не только на наших мужей, детей, близких, но и на наших читателей, потому что преломляется в наших произведениях и таким образом влияет на людей и формирует современную культуру

«Сама не знаю, что преломилось в моём сердце, - сказала инокиня Ольга (Гобзева). — Но думаю, что слова Ольги Евгеньевны справедливы. Более того, есть выражение: «Какова женщина, такова и культура». Женщина в процессе жизни идет сама к себе и раскрывается по-разному. Но очень часто, вместо поисков себя, она ищет более удобную или более красивую маску. В молодые годы, будучи актрисой, я старалась максимально развивать свои внутренние качества, а потом всю монастырскую жизнь – старалась избавиться от этой маски. Это очень сложный процесс.

Вообще состояние человеческой души – оно всегда в процессе!

Для меня идеал женщины – Мария из Магдалы, из которой Спаситель изгнал 7 бесов. У всех людей есть 5 чувств, а у женщин есть еще любопытство. Это очень тонкое, опасное качество, и от него очень трудно – и очень нужно – избавиться. И вот, в Марии Магдалине жили самые разные страсти – бесы, и Господь, конечно по Своей милости, по воле Божией – Он ее от этих страстей избавил. И ей Спаситель первой показал Свое Воскресение. Для меня это – образец. Я тоже пишу – воспоминания свои, мемуары. Но я их прячу. Ведь сказано: «Можешь не писать – не пиши». Впрочем, когда-нибудь, возможно, они послужат для кого-то, будут полезными…».

По мнению  писателя Людмилы Дунаевой, весьма высоко значение женщины в начальном и среднем воспитании и образовании. Она пояснила это на своем примере. По образованию,- сказала она, - я дирижер – но в этой профессии, как ни в какой другой, женщина ничего не может сделать! Может быть, в адрес нашего пола это прозвучит обидно, но это правда! Лучшее, что я сделала в этой профессии – ушла из нее. И стала педагогом. У музыкантов трехступенчатая система образования: начальное, среднее специальное (колледж) и высшее. Так вот женщина незаменима в начальном и среднем специальном образовании! Только женское терпение, чуткость и другие качества могут сделать из рук маленького мальчика или девочки, неловких, поначалу будто деревянных – руки музыканта. Это касается, конечно, не только музыкального образования. Мы, женщины, даем старт – а дальше уже человек начинает работать над собою сам, развивать свои возможности и самореализовываться. Впрочем, как заметила поэтесса и переводчик Галина Климова, я не стала бы делать акцент на ведущей роли женщины в православной литературе сегодня. Может быть, это льстит нашему самолюбию, но посмотрите, большинство слушающих нас – мужчины. Предметом нашей заботы должна стать читательская аудитория. Чтобы привлечь и воспитать для себя такую аудиторию, чтобы влиять на нее самым лучшим образом,  нужно действовать на стыке православия, художественной литературы и культурологии. Лучшие примеры этого, которые у всех на слуху — это «Несвятые святые» о. Тихона (Шевкунова) и вышедшая вслед за ней книга «Небесный огонь» матушки Олеси Николаевой. Это необыкновенно очищающие произведения.

В завершении обсуждения с пастырским словом выступил игумен Петр (Мещеринов), катехизатор, писатель, публицист. Он, в частности, сказал: «В прошлые времена всего одна вышедшая книга могла оказать огромное влияние на культуру так, что потом это ощущалось веками! А сейчас мы на одной выставке видим столько книг, что даже не все названия прочитать успеваем! Конечно, такого влияния уже не может быть. Но не надо забывать, что мы живем в эпоху постмодернизма, он проникает во все сферы жизни, к сожалению, даже в Церковь. И занимаются этим в основном мужчины! На долю женщин остается исповедания веры. И если женщина пишет книгу, учитывая и постмодернизм, и непростую издательскую политику, из-за которой книге трудно быть изданной, и дойти до читателя – это уже акт исповедания веры. В том числе исповедания только перед самой собой: я – православная христианка! Так что пишите дальше, дорогие женщины!».


Дата публикации новости: 2012-09-13


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru